Всякий раз, когда рассматриваешь туркменские серебряные украшения, в памяти всплывают образы из древнегреческих мифов - воительниц-амазонок, облаченных в железные доспехи, лихо скачущих на конях, не уступая мужчинам в удали. И это неудивительно, ведь в давние времена ювелирные изделия служили не только украшением для женщины, они оберегали свою владелицу и в прямом смысле слова, защищая наподобие лат голову, руки, грудь. Многие формы ювелирных изделий дошли до наших дней в своем первозданном образе, некоторые трансформировались, но продолжают жить в современности, неся в себе историю культурных традиций.
Исключительным разнообразием и оригинальностью отличались традиционные головные уборы туркменок, они отражали этническую принадлежность, возрастные и социальные различия. Вопрос о генезисе туркменского головного убора представляет, бесспорно, особый интерес для изучения.
Туркменская тюбетейка (тюрк. тюбе – верх, верхушка), тахья – традиционный головной убор мужчин и девушек, без которого не представить национальный образ. Но откуда пошли туркменские шапочки? Пожалуй, самым древним прообразом современной тюбетейки стал военный шлем. Да, да!
Древний вид шлема сформировался около середины XV века. Он имел коническую форму, завершаемую невысоким шпилем (навершием), был распространен в Турции, Иране и Египте. Высота шлема составляла примерно 32 см, а диаметр по венцу 22-24 см, это позволяло надевать его на тюрбан, что улучшало защиту головы. Сходство прослеживается не только в форме, но и в лексическом значении слова. В научной литературе существует версия по поводу «военного» происхождения туркменской шапочки (такъе в переводе с древнетюркского означает «шлем»). Некоторые исследователи народного костюма не без основания полагают, что раньше шлемовидные тахья делались из металла и выполняли функцию боевого снаряжения мужчины. И действительно, теперь праздничный наряд туркменских женщин чем-то напоминает костюм воина. Свадебный наряд туркменок по сей день украшается серебряной «чешуей», напоминая кольчуги воинов тех далеких времен.
В Музее исламского искусства в Берлине (Museum of Islamic art in Berlin) есть стальной шлем, который был подарен музею его основателем крупным коллекционером Фридрихом Сарре. Большинство его приобретений были собраны в конце XIX века на Востоке в таких центрах, как Константинополь, Каир, Тегеран, Тифлис, Исфахан, Бухара. Сравнительно небольшое количество предметов было приобретено в Европе, среди которых и оказался этот шлем. Он был куплен в Вене в 1897 году у графа Рудольфа Хоёса. Такого рода древние шлемы, главным образом, были выкованы из цельной стальной пластины или железа и долгое время были в ходу, благодаря своей крепкой технической конструкции, которая видоизменялась в течение многих столетий.
В XV веке тюрбанные шлемы стали нормой. На Востоке искусством их производства владели оружейные мастера, которые украшали шлемы золотом и драгоценными камнями. Тюрбанные шлемы вначале носили поверх стеганого колпака из кожи, позднее поверх чалмообразной повязки, низкого колпака или мягкой шапочки. Шлемы декорировались растительным орнаментом и надписями, выполненными гравировкой и серебряной насечкой, иногда золочением. Его богатое убранство включает в себя надпись пожеланий.
Шлемы были широко распространены среди туркмен, особенно племени ак гоюнлы, ранних оттоманов и мамлюков. На шлеме, изображенном на фото, центральная зона, насеченная серебряным листом, показывает изящные широкие линии и цветочные мотивы, что было особенностью художественного стиля ак гоюнлы.
За многие годы шлем восточных народов претерпел большие изменения. На своем долгом пути воинский головной убор трансформировался в шапочку из ткани, но сохранил черты своего античного происхождения. При внимательном рассмотрении тюрбанного шлема видишь полное соответствие современному головному убору туркмен - тахья, разница лишь в материале. Ныне - это украшение является непременным элементом национального девичьего костюма. Что представляет собой сегодняшняя девичья тахья? Она очень походит на знаменитый шлем, хранящийся в Берлинском музее, а также на шлем XV века из дамасской стали из нью-йоркского музея Метрополитен, инкрустированный серебром и принадлежавший Султану Якубу (1478-1490), и на шлем Султана Орхана Гази (1326-1362), хранящийся в Стамбуле.
Древний шлем снабжался защитными элементами и приспособлениями, это были различные съемные усиления, которые защищали шею, плечи, нижнюю половину лица и рот воина. За долгий эволюционный путь защитные элементы (наушники, назатыльник, накосник, подбородник) превратились в декоративные украшения из металла, украсив наряд женщины-туркменки. Головной убор девушек и женщин также дополняют множество пластин, подвесок, заколок. Молодые женщины носили высокие головные уборы, где серебряные пластины покрывали лобную часть убора, сложные составные цепочки из пластинок с подвесками спускались у висков. А на самой макушке тахья красовалась серебряная гупба в виде куполка с полой трубочкой наверху, куда вставлялись перья птиц (в древности шлемы часто увенчивались султанами из перьев и веточек деревьев). Остроконечный верх старинной тахья, как и на шлеме, орнаментальными полосками делился на 4 сектора, внутри которых помещены композиции, напоминающие стилизованные ветки или парные завитки рогов барана. Такой орнамент украшал и околыш шапочки.
В традиционном наряде к девичьей тахье «прилагаются» височные и налобные серебряные украшения, а также пластины, прикрывающие плечи, спину. Так чем не наряд амазонки?! Кстати, в XIX веке ювелирным мастерством занимались и туркменские мастера-оружейники, ковавшие наравне с оружием изящные предметы для женских нарядов.
Со временем боевые элементы женских доспехов трансформировались в украшения, в том числе и шлем, который в наши дни представляет собой красивый головной убор девушек. К версии о «военных» истоках девичьего головного убора можно добавить, что у северных туркмен шапочка сопбаш, сплошь покрытая монетами и увенчанная ажурным куполком с височными подвесками, поразительно напоминает скифский шлем, изображенный на древних вазах и ритонах.
извиняй, я так не могу..мне должно быть обсолютно пофигу на истину (кроме своего виденья), чтобы я решился заниматься голословным утверждением...для меня выступления с громкими лозунгами без доказательств, это шушера
почему же так веришь существующим официальным версиям истории? Вот уж где голословные, подтасованные и перевранные факты. Но почему веришь то? И доказательств не требуешь? Потому что в учебниках истории написано? на этом основании?
почему же так веришь существующим официальным версиям истории? Вот уж где голословные, подтасованные и перевранные факты. Но почему веришь то? И доказательств не требуешь? Потому что в учебниках истории написано? на этом основании?
ты не поверишь..я ко всей истории так отношусь...с глубочайшим подозрением да, с таким взглядами, я отказываю себе в ярком рисовании прекрасной древней истории руси и т.п но заниматься выдумками мне хочется ещё меньше...в истории я предпочитаю изучать закономерности, уроки, причины и следствия - это помогает понимать сегодняшний день... вселенское управление волшебной энергетикой
Сообщение отредактировал Ишаваю - Среда, 03.12.2014, 17:09
так уже и так раскопано не мало. Хотя согласна, что далеко не все. Но по крайней мере, тому что уже раскопано можно верить? или надо дальше копать и.. не верить в то, что раскапываешь?
но заниматься выдумками мне хочется ещё меньше...в истории я предпочитаю изучать закономерности, очевидные уроки, однозначные причины и следствия - это помогает понимать сегодняшний день...
и вот именно по этому ты должен был обратить внимание на язык. Так как подделать его очень проблематично -на нем же люди говорят. Это очень убедительное доказательство.
Но по крайней мере, тому что уже раскопано можно верить?
можно пощупать, изучить, но не стоит надувать из этого коловратного мамонта-пегаса с рунами, если только это объективно не коловратный мамонт-пегас с рунами...
ЦитатаIMA ()
или надо дальше копать и.. не верить в то, что раскапываешь? sad
копать дальше надо и ообъективно исследовать то что нашёл, а не рисовать к этому крылья валгалы вселенское управление волшебной энергетикой
я отказываю себе в ярком рисовании прекрасной древней истории руси и т.п но заниматься выдумками мне хочется ещё меньше..
зачем отказывать? Любуйся. Сохранилось еще. Не все разрушили. Хотя понятно, что крохи. От того, чтобы было. Все таки, как не уничтожали, но не смогли все уничтожить. А уничтожали много. Еще мои родители свидетели, рассказывали -20-30е годы. Разбирали, что не могли разобрать (а многие не могли -крепко раньше строили на века!) -то взрывали. Русское деревянное зодчество Древней Руси
и вот именно по этому ты должен был обратить внимание на язык. Так как подделать его очень проблематично -на нем же люди говорят. Это очень убедительное доказательство.
да, я обратил внимание..это одно из настоящих Сокровищ... вселенское управление волшебной энергетикой
и немного про город в кот я родилась Ашхабад)))) переводиться как город любви
История Туркменистана.Анатолий Перминов
У каждой страны и у каждого народа есть свои интересные страницы истории
Древнюю историю Туркменистана (свое исследование) я проведу на основании своего исторического атласа народов, племен, культур. Долгое время территория Туркменистана была дном океана. В те времена материки располагались в других местах. Существовали такие древние материки, как Лемурия, Атлантида, Му. И лишь позднее стали формироваться современные материки. На Земле существовали такие цивилизации как цивилизация асуров (50-4 млн.лет назад), атлантов (4000 – 10 тыс.лет назад), муанцев (4000-30 тыс.лет назад), гиперборейцев (35000-12500 лет днэ).
Примерно 200 тыс.лет назад Туркмения стала сушей. Но в это время Аральское, Каспийское и Черные моря были еще единым морским пространством. На территории Туркмении человеческого населения не было, 80 тыс.лет назад на территории появились первые люди – это были потомки атлантов, которые шли с запада на восток. Они в будущем станут туранцами, создавшими свою цивилизацию в Восточной Азии. Небольшая часть этих переселенцев останется на территории Средней Азии и будет основой для формирования нового народа – субарейцев. К 38 тыс.лет днэ на территории Средней Азии (в т.ч.Туркмении) сформировался новый народ – субарейцы (не путайте их с ариями). Субарейцы занимали промежуточное место между аккадийцами Ближнего Востока и туранцами Восточной Азии. Они были европеоидами. К 17500 году днэ территорию Туркмении стали населять новые племена - с севера туда проникали племена костенковской археологической культуры, которая сложилась на территории Нижней Волги. Это были европеоиды с примесью австралоидных признаков (мне кажется именно эти племена стали стали в будущем дравидоидами). К 10000 году днэ на территории Туркмении господствующим населением были дравидоиды костенковской культуры. При этом мне хотелось бы уточнить, что климат в это время в Туркмении был другим, в те времена там еще не было пустынь и климат был субтропический (близний к современному средиземноморскому). К 7500 году днэ господствующим населением Туркмении стали племена культуры али-кош, которые пришли туда с территории Ирана. Это были австралоиды, но они сохранили часть европеоидных признаков (можно сказать, что это уже были дравидоиды). К 5700 году днэ на территории Туркмении господствуют племена джейтунской культуры. Это тоже дравидоиды. Для справки - Джейтунская культура - неолитическая археологическая культура (VI—V тыс. до н. э.), расположенная на территории южной Туркмении и северо-восточного Ирана. Генетически связана с ближневосточными (досемитскими) раннеземледельческими культурами: Джармо, Чатал-Хююк. Выделена советским исследователем В. М. Массоном на основании раскопок 50-60-х гг. XX века. Названа в честь места Джейтун в 30 км к северо-западу от Ашхабада. Джейтунская культура характеризуется осёдлыми поселениями со святилищами (Песседжик-депе). Неолитический поселок Джейтун состоял из 30 глинобитных однокомнатных домов и его население, по предположениям ученых, составляло ок 150 жителей. На их раскопках часты находки каменные топоры, серпов с кремнёвыми вкладышами. Встречается также глиняная посуда, глиняные статуэтки зверей и женщин. Из оружия характерна праща. Прошу заметить, что джейтунцы были развитым народом, это были земледельцы (тем более, что климат в те времена был еще благоприятным для земледения на территории Туркмении). Кроме этого, прошу запомнить, что в это время там уже существовали селения, напоминающие приличные поселки (праобразы будущих городов). У населения этих поселков было оружие и джейтунцы видимо имели связи (торговали) с племенами Ближнего Востока. Для чего я на этом уточняю внимание. Мне кажется есть вероятность того, что в результате наступления (в более поздние времена) засухи, население этих мест вполне могло эмигрировать на юг (в сторону Элама и Щумера) и юго-восток (в долину Инда). К 4100 году днэ на территории Туркмении уже господствует археологическая культура Анау. Это тоже дравидоиды. Анаузцы – еще более развитый народ, они уже освоили меднолитейное дело. Одновременно с культурой Анау на территории Туркмении появляется культура Намазга-депе, которая является самой высшей точкой развития народа Туркмении в те времена (дравидоиды), у народа этой культуры имелись в те времена настоящие города (Намазга, Алтын-депе), которые являются (я так считаю) предвестниками появления таких же городов в Эламе, Шумере, северо-западе Индии. Населению хорошо владело производством бронзы, меди, гончарное искусство тоже было на высоком уровне. Религия в это время у населения Туркмении тоже была. Видимо с этого времени именно начинается эмиграция населения на юг и юго-восток. По моему мнению именно в это время на территории юго-восточной Туркмении возможно существовал древний религиозный и экономический центр дравидоидов – священная Аратта, которую почитали как свою родину шумеры, эламитяне и жители Харапской цивилизации. К 2800 году днэ численность населения Туркмении уменьшилась, к этому времени большая часть населения уже эмигрировала на юг и юго-восток. Последним очагом высокоразвитой цивилизации осталась так называемая Маргианская городская цивилизация (это два города – Намазга и Алтын-депе), мне кажется эменно здесь была легендарная Аратта – религиозный центр шумеров, которые помнили еще свою родину в Туркмении. Тем более эти два города существовали еще во времена расцвета шумерской цивилизации. К 1600 году днэ на территории Туркмении отмечается полный упадок земледельческой культуры (появление пустынь, засуха) оставшихся там немногочиленных дравидоидов. Именно в это время на территорию Туркмении начинают проникать с севера племена древних ариев (племен суянгарской культуры). К 1500 году днэ на территорию Туркмении начинают проникать мидийские и персидские племена (с севера), а древние индийцы (арии) еще живут в восточной части Туркмении, но основная часть их уже ушла на территорию юга Узбекистана и на территорию современного Афганистана (в последующем ушли в долину Инда). К 1300 году днэ на территории Туркмении уже древнеиндийских племен не было, вся территория была населена в основном мидийскими племенами (которые начали уже проникать на север Ирана), в след за мидийцами на территорию Туркмении проникают персы. К 1100 году днэ мидийцы полностью ушли с территории Туркмении, и вся территория населена персидскими племенами. К 700 году днэ территория по прежнему населена персидскими племенами, на севере Туркмении проживают персидские племена кочевников – саков. К 550 году днэ территория Туркмении по прежнему населена саками, а восточная часть ее населена персоязычным народом –согдийцами и была частью нового государственного образования – Согда. Позднее почти вся территория Туркмении вошла в состав Персидской державы Ахеменидов. С 330 г.днэ – в составе империи Александра Македонского С 300 г.днэ – в Селевкидском гусударстве К 250 году днэ на территории Туркмении сформировался новый персоязычный народ – парфяне. Было создано Пврфянское царство, в которое включена территория Туркмении. С 224 года – в составе государства Сасанидов. С 580 года – под властью арабов. С 821 года – в составе государства Тахиридов С 900 года – в составе государства Саманидов К 900 году на территорию Туркмении с севера начинают проникать первые тюркоязычные племена. К 1000 году территория Туркмении заселена тюркскими племенами и находится в подчинение огузского союза племен. К 1050 году на территории Туркмении сформировалось государство турок-сельджуков (ветвь озузов). К 1150 году на территории Туркмении остались только огузы, сельджуки полностью ушли на территорию Турции и Азербайджана. К 1200 году на территории Туркмении на основе огузских племен сформировался новый народ - туркмены К началу 13 века Туркмения вошла в состав государства хорезмшахов. С 1220 года – Туркмения под властью монголов, в государстве Хулагудидов. После 1349 года (после падения власти Хулагудидов) туркмены были фактически самостоятельным народом. Примерно с 1512 года – Туркмения в составе Хивинского ханства. С 1873 года Хивинское ханство подчинено России, С 1991 года – Туркменистан – независимое государство.
Часто некоторые историки, изучающие Туркмению пишут, что туркмены являются потомками ариев. И это вполне обоснованно, не смотря на то, что туркмены говорят на одном из тюркских языков. Почему? Потому что длительное время территория Туркмении была населена древними ариями – предками древних иранцев и индийцев. Есть даже легенда о том, что древний арийский город Асгард находился как раз на месте современного Ашхабада. По этой причине можно заметить что длительное время Туркмению населяли арийские племена – это арии, это древние индийцы, мидийцы, персы, парфяне, согдийцы, хорезмийцы. И когда в 11-12 веках на территорию Туркмении пришли туркские племена (огузы, сельджуки и другие тюркские народы), местное население ведь осталось на месте, возможно оно даже составляло большинство населения Туркмении. Коренные жители только стали пользоваться огузским языком и все. То есть генетически (по крови) они потомки ариев (древних индоевропейцев) и по языку – они тюркский народ. Это можно заметить если сравнивать туркменов с таджиками. Внешний облик и обычаи у них одинаковы. Но таджики сохранили свой индоевропейский язык, а туркмены его не сохранили.
молодец! хвалю! не забудь нам сфотографировать если что найдёшь а потом сдать в краеведческий музей скажешь, что мирно шла, случайно споткнулась об землю и вырвала метр земли...а там вот.... вселенское управление волшебной энергетикой
Не, я мелочиться не буду - сразу хектар вырву... наверное :D
РС. А если, кроме шуток, то я ведь после школы хотела на ист.фак поступать, связать, так сказать, свою жизнь, с археологией... Даа, упустила, однако шанец ... Лучше поздно, чем никогда...
Сообщение отредактировал Dina - Среда, 03.12.2014, 17:36
А вот такой карты здесь еще нет? карту мира 1575 года, которая нарисована французом Francois De Belleforest.
Интересно, что кроме указанных городов в Сибири и на побережье Северного Ледовитого океана, там еще указаны какие-то земли на севере кроме Гренландии. И это не тысячи лет до нашей эры, а 16 век нашей. Что это с автором? Неудержимый полет фантазии или....?