Давно хотелось как-то обобщить материал по шаманизму и шаманам, их практикам и возможностям… да как-то времени не хватает… но кое-что уже начинает складываться… У меня самой был однажды опыт погружения в шаманку, это было в Якутии в 1995 году, на проводимом мною семинаре, но этот опыт был кратковременным и очень мало чем мне запомнился… сознания не хватило охватить проходящий через меня поток… потом стала как-то все чаще - «сама собой» - приходить информация по шаманам, через которую я начала понимать, что шаманизм – это не религия и не культ…
Там же мне подарили книгу «Мой отец шаман», которую написала замечательный врач Якутии Чиркова Александра Константиновна... Она дочь знаменитого абыйского шамана Чиркова Константина Ивановича (1879-1974 гг.)... Книга уникальна и я ее, нет-нет - да перечитываю... В книге собраны разные воспоминания - тех кто знал, встречался, лечился у ее отца, и рассказы ее самой, о том, как отец лечил, как жил - все время преследуемый местными "товарищами" за шарлатанство, приписываемое местными царьками Чиркову...
Если вдруг кому-то придется быть в Якутии - обязательно найдите эту книгу (я мечтаю ее разместить на своем сайте с разрешения автора) ... Тот кто развивается по-настоящему, качественно меняясь, найдет в ней много своих собственных ситуаций - прошедших или тех, с которыми столкнулся сегодня... в общем, полезная книжка... ибо этот шаман на самом деле был носителем мудрости своего народа, его культуры, отличным целителем...
Есть определение, что шаман (тунгусский ша-маан – возбужденный, иступленный человек) – это человек, впадающий в измененные состояния сознания с целью войти в контакт с миром духов и использовать обычно скрытую реальность для приобретения знания или помощи людям. Но для этого человек должен многое в себе "перестроить", получить новые способности и возможности своего организма:
Я давно слышала, что настоящий шаман никогда не начнет "работать", пока не сделает проверку - ножом бьет себе в живот, в бок, в руку - куда придется... и если есть рана... продолжает подготовку своего тела к работе... Вот в этой книге, не дочь, а кто-то из местных, описывает такую ситуацию (приведу этот кусок из книги Чирковой А. "Мой отец шаман" полностью):
"Мне посчастливилось увидеть камлание шамана Константина Чиркова. "Представление" было организовано руководством нашего колхоза, и собрался весь поселок. Окна рубленой избы снаружи затемнили ставнями. Зрители расселись вокруг, оставив посередине место для камлания. Наступила тишина, изредка прерываемая взволнованными вздохами. Мой отец, Николай Ильяхов, был сопровождающим шамана - кутуруксутом. Он помог шаману облачиться в ритуальную одежду, усадил перед горящей печкой, набил табаку в трубку, зажег и передал шаману. Тихо заклиная духа огня, бросил в очаг волоски из гривы белой лошади. Запахло паленым. Продолжая бормотать, долго сушил бубен перед огнем, затем передал его в руки шамана. Старик Константин легко вскочил и запрыгал, ударяя в бубен, то поднимая, то опуская его. Кутуруксут тоже запрыгал так в так, держась за контос - поводья на спине плаща шамана, будто сдерживая его. Вдруг шаман мелко затряс головой, дрожь передалась телу, и на бубне, просвеченное огнем, ясно проступили буквы А, Б, Д. Люди удивленно ахнули. Все знали, что ни шаман Константин, ни кутуруксут Николай не обучены грамоте... Старик Константин - Эчээ попросил занести с улицы пешню. Я сидел близко и мог рукой достать до шамана. Пешню подали. Эчээ с громким возгласом ударил ею себя прямо в печень. Когда он ее вырвал из живота, все увидели на металлическом острие комки парного мяса, почуяли тяжелый запах крови... Кое-кто издал вопль ужаса... а шаман, дунув на кровавое острие, поглаживая рукой рану, продолжал прыгать и петь..."
В книге много рассказывается о препятствиях, которые стоят на пути шамана - в основном это болезни, через которые он должен перешагнуть в мир новых возможностей:
"Человек сам, по своей собственной воле, не становится шаманом. Это особое призвание, передаваемое по наследству или по зову духов предков, настойчиво требующих от своего наследника или избранника, выполнения шаманской миссии. Избранник, принявший этот призыв, начинает слышать странные голоса, его сновидения становятся причудливыми, он ощущает различные видения и непонятные телесные импульсы, которые подталкивают его к признанию древних знаний и традиций. Благодаря новым ощущениям он становится сверхчувственным, к примеру, может осязать, как в него вселился древний мудрец или шаман. Иногда, чуть не теряя сознание, он может принять облик двойника или духа. Во время таких видений и ощущений избранный испытывает приступы какой-то тяжелой и долгой болезни, вплоть до того, что оказывается прикованным к постели. Обычно в таком состоянии он ищет уединения, так как проходит невобразимо жуткий и трудный этап шаманской инициации".
Шаманская болезнь – приступы заболевания, характеризующегося ночными кошмарами, когда больного посещают различные духи и заставляют его шаманить, угрожая смертью или тяжелыми состояниями. Обычное лечение не приносит избавления от кошмаров. Спонтанное шаманство или посвящение в шаманы другим, опытным шаманом снимает все признаки заболевания.
Удивительная книга - помогающая расширению сознания. И хотя в книге идет речь о событиях прошлого, но она явно обращена в будущее... шаманизм бесконечен, как сама Вселенная.
В Якутске у меня была встреча с тунгусским шаманом (дед Савей), есть очень интересные фотографии, связанные с его работой, (мне их подарил якутский этнограф А. Алексеев), http://feniks09.mirtesen.ru/photos
Я сегодня нашла в сети вот такой интересный материал о Савее (достойный ответ на вопрос одному «крутому» ВОИНУ Шамбалы):
Пишет некая «Да Ра». Ее заметка-ответ называется: Шаман 12-го неба Савей
- «Человек Знаний - как раз и есть такого рода человек. Обычному человеку до Шамана - плыть и плыть. Большинство людей зависли за компами, работают в офисах, читают книжки, думают, что они люди знаний. На деле не так - это осведомленность, информационность. Шаман знает. Ибо он может действовать совместно с природой. Человек в жизни обычной водим разными духами - созидательными и разрушительными. Сознание действует на его жизнь опосредовано, Так как человек свое сознание не пускает в жизнь, ибо сознание может человека направить на путь жертв и лишений, ради развития. А животному началу это не нравится, животное начало понимает язык чувств, и ведомо духами. Даже наши мысли - это шепот духов, Не знаю, что ты можешь понимать под словом "духи" - но это сущности, которые не только духи мертвых, но и силы природы, силы рожденнные человеческой деятельностью и пр. Объяснить природу духов словами не реально, надо видить, чувствовать. Шаман - это человек высочайшего сознания, способный действовать с духами на равне. Если человек превозносится, гордится и думает, что он пуп земли, духи ( Силы природы), его быстро сметают. А в городах живут другого рода духи - порождения человеческой деятельности. В большинстве своем они злобны и агрессивны. Они действуют через привычки людей, через страсти, через люблю-не люблю, через гордыню человека и его дробное сознание. С человеком с высоким осознанием духи взаимодействуют легко, обучают, открывают разныет тайны. А Будить людей - это как раз доступно шаману, вопрос его предназначения, если он взял на себя такую миссию. Потому что это дано не каждому. Чтобы будить людей, надо быть самому Пробужденным, это значит ВИДИТЬ мир во всей его многомерности, уметь взаимодействовать с Силами, так как эти Силы есть эманации Создателя. Взаимодействуя с Силами мы сотрудничаем с Создателем».
Меня эти строчки просто потрясли своей точностью...
Не так давно я снова перечитывала книгу Чирковой "Мой отец шаман" и в ней много раз упоминается о том, что якутский шаман, в своей целительской практике часто использовал особый вид дыхания на людей, которые после этого «впадали в долгий сон... без этого дыхания шаман не проводил ни одной лечебной помощи»...
Сразу вспоминается наш системный материал: "... В давно забытых преданиях древности люди называли высвобожденную атомную энергию "черным огнем", которым дышит Земля. Они также знали, что человек тоже дышит "черным огнем", биохимически полностью повторяя процесс расщепления атомов и высвобождая огромное количество энергии при этом. Биохимический процесс, соответствующий структурно процессу атомного синтеза они называли "белым огнем". Гораздо позже, во время экспериментов с монтаукским креслом, использовали другой аналог процессов атомного синтеза и распада - оргонную энергию и энергию "DOR". Однако, технологиями расщепления атома и атомного синтеза человечество овладело немного раньше, но не в результате технического процесса, а формируя свое тело, душу и разум в системе взаимообучающего общения с Природой и с ее проявлениями. Шаманский трансовый танец - это типичный процесс атомного синтеза, шаманский сверхсон - типичный процесс атомного распада, а также взаимодействие оргонной энергии с энергией мертвого органа (DOR). К такой системе сверхсознания допускаются только посвященные, проходившие естественный отбор через ряд специально организованных препятствий или возникающих спонтанно. Т.е. контингент, владеющий мощнейшим психотронным оружием - тщательно фильтровался..."
И еще: «.. есть такое понятие как "шаманский сон"... а есть понятие "пост-шаманская мистерия сверхсна в летальном сне, вот она обеспечивает одновременное включение 133 центров подкорки головного мозга, отвечающих за восприятие ценности мира»... представляете... насколько реален мир шамана по сравнению с обычным мироощущением.
«Если рассмотреть - что же такое сверхсон в летальном сне, то выйдем на состояние сверхнапряжения ствола головного мозга, что и позволяет выходить шаману из закрепощенных (запретных) систем общения мира духов с миром вещественным без ущерба для обоих, при этом все происходит легко и просто - не возникает накладывания систем обязательств друг на друга»...
Вот откуда у шамана сверхспособности к расширению границ восприятия в духовых мирах, малодоступных человеку сегодняшнего дня, или у него от природы развиты эксперт-операторные способности…
И становится уж совсем очевидно, что шаманизм опирается на приобретение личного знания, или знания «до востребования». И понятие истины у шамана основано тоже на личном опыте…вот уж поистине – знание приходит через действие… не нужно принимать систему убеждений, обойтись можно и без догм и веры, не нужно изучать и почитать священные писания, не нужно подчиняться жесткой иерархии… достаточно пробудить в себе умение и навыки духовой жизни… вот где свобода ДУХа открывается! Вот где начинается процесс одухотворения...
"А дух - это та же материя, но с более высокой степенью проникаемости в другие среды. Также дух обладает способностью вселять в себя реальности и сам с легкостью вселяться в миры более плотных материй. Его органичность соответствует качеству творческой проявленности и отчасти определяет дальнейшую траекторию вещественного мира. Таким образом, дух – это высокоорганизованное вещество мыслетворчества Создателя, лежащее в основе любых миров, даже техногенных и некрофильных, но там дух обеднен структурно, чтобы сохраниться, начинает не излучать, а вбирать в себя потенциал близлежащих макро- и микровселенных – это Дух Дьявола или Взбесившийся Дух."
Теперь лично для меня становится понятным термин "белый шаман" и "черный шаман", потому что: "Свет и Тьма обычно исповедуют одну цель – предлагают объекту пройти через Врата, то есть, измениться настолько, чтобы узнаваемость его в мире родительском стала минимальной, чтобы он обрел себя в мире их закономерностей единственно и не стремился вернуться обратно. В обоих случаях индивиду обещана приобщенность к чему-то сокровенному, но стратегия достижения такой цели резко отличается. Свет развивает индивида до состояния высокоорганизованной коллективности, лишая целостности оболочки его внутренней вселенной. Тьма тоже развивает индивида до состояния коллективности, но основанной на примитивных инстинктах самосохранения этого сообщества, как единственно важного и недостижимо развитого" (внутрисистемная информация "Дельта-информ")
Это для желающих посмотреть «глюки»
Фрагмент из фильма "Блуберри" (Bluberry), где правдоподобно показана картография сознания переживания во время приема аяхуаски. В фильме снимался настоящий шаман!
Обряд по разжиганию священного огня
Этот обряд выполняется в ночь полнолуния. Разжигался костёр, вокруг которого собирались шаманы, образуя плотное кольцо. В обряде участвовало неограниченное количество шаманов, среди них располагалось семь шаманов – вестников в руках которых находятся чаши, наполненные зельем, приготовленным из специально отобранных и настоянных трав. Обряд начинается с распевания мантр, далее переходит в монотонное песнопение. На следующем этапе шаманы – вестники поочерёдно выливают в огонь содержимое чаши.
Каждая чаша характеризовалась определённой свёрткой информации. После того, как содержимое всех чаш было передано огню, шаманы сбрасывали с себя одежды и поочерёдно входили в огнь, воспевая его силу. Они совершали какие-то обрядовые движения, а затем выходили из огня. Их тела не были повреждены огнём, т.к. в огне были проявлены божественные силы, которые приняли их. Последним этапом обряда было вызывание дождя, чтобы он затушил огонь и смешал священный пепел с Землей.
(Информация из книги "Дельта-Информ" Светоэнергия.)
Сообщение отредактировал феникс2009 - Суббота, 28.04.2012, 07:05
(Из энциклопедии) Шаман (тунгусский ша-маан – возбужденный, иступленный человек) – человек, впадающий в измененные состояния сознания с целью войти в контакт с миром духов и использовать обычно скрытую реальность для приобретения знания или помощи людям. Общепринятый ныне термин для людей, выполняющих социальную роль знахаря, колдуна, ведьмы и т.п. в «примитивных» обществах. Шаманская болезнь – приступы заболевания, характеризующегося ночными кошмарами, когда больного посещают различные духи и заставляют его шаманить, угрожая смертью или тяжелыми состояниями. Обычное лечение не приносит избавления от кошмаров. Спонтанное шаманство или посвящение в шаманы другим, опытным шаманом снимает все признаки заболевания.
по моему шаманизм был придуман на основе каких то древних страхов людей, которые еще не знали что такое дождь, как образуются молнии и тд - и они начали искать какие то минимально простые способы, как с ними сосуществовать. сейчас это явно не актуальная тема..
Интересная тема...Сейчас шаманизм возрождается, но в новом ключе, в новых энергиях.
«Шаман — это тот, кто помогает людям в общении с другими мирами».
Эти другие миры находятся повсюду. Это миры духовного видения и чистых природных энергий Земли. В шаманском миропонимании эти уровни представляли верхний мир небес, или духов, и нижний мир земли и природы. Человечество находится в среднем мире между этими двумя. Благодаря своей способности изменять состояние своего сознания шаманы могли исследовать эти миры и воспринимать видения и знаки, а также интерпретировать их, чтобы обычные люди могли понять их. Один из древнейших символов, обозначавших шамана, — растущее дерево. Оно символизировало шамана как живой мост между землей и небом, между человечеством и духом. Шаманы могли путешествовать между мирами благодаря своей связи с хаотическими энергиями природы и духа. Считалось, что только шаман может управлять энергиями других миров. Эта способность развивалась путем многолетней практики. Этот многосторонний опыт давал шаману мудрость и широкое видение, необходимые для работы со всеми мирами природного, духовного и человеческого планов. Шаман был носителем знания, недоступного большинству людей. Шаманское сознание — это особое измененное состояние сознания, пребывая в котором, шаман может воспринимать окружающее как необычную реальность. Шаманам известно, что существуют определенные уровни реальности, принадлежащие к повседневному миру людей.
Они также знают о существовании абстрактных миров природных и духовных энергий. Сознание шамана позволяет ему воспринимать все уровни вселенной одновременно. Именно это подразумевают, когда говорят, что шаман находится между мирами. Как конкретный (человеческий), так и абстрактный миры одинаково значимы для шамана, а достоверность их существования не подвергается сомнению. Шаман может черпать информацию и мудрость с обоих уровней, не смешивая их при этом между собой.
Дата: Воскресенье, 09.09.2012, 15:05 | Сообщение # 6
Группа: Друзья
Сообщений: 991
Статус: Offline
Есть книга Хохот шамана-вешь.А так читал,источники подзабыл,шаманы работает в паре (порой и более)с духом,и связь эта,как они говорят,как муж с женой.Есть случаи и скажем не классические.То есть дух(и) помогают информацией и действием а шаман дает им энергию.Потому шаманы и одиночки.
Дата: Воскресенье, 19.01.2014, 13:42 | Сообщение # 7
Группа: Проверенные
Сообщений: 27
Статус: Offline
В дополнение темы.
ШАМАНСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ .
очень интересная , странная и необъяснимая тема , в этой статье мы попробуем в ней разобраться . Многочисленные случаи, передаваемые из уст в уста или зафиксированные в разных источниках, работах и СМИ, позволяют предположить, что мистическая сила, сосредоточенная в местах шаманских захоронений, обладает определенным интеллектом. Она откликается на смиренные просьбы о помощи, Она воспринимает ритуал покаяния, и Она же страшным образом мстит за нанесенные оскорбления. И наказание в таком случае вполне соразмерно преступлению. Различают несколько способов захоронения - воздушные , подземные , сжигание и замуровывание шамана в дупле дерева .Далее мы рассмотрим их более подробно . В прошлом умерших шаманов эвены хоронили с таким же почетом, как глав и вождей рода, а затем – как старост официальных административных родов. Среди тауйских эвенов еще живы воспоминания о том, как в прошлом веке умерших «заслуженных» шаманов и старейшин хоронили, согласно древним погребальным обрядам, воздушным способом (урадан): на специальных площадках, устраиваемых на четырех сваях-столбах. вплоть до середины XIX в. шаманов хоронили на арангасах (лабазах), « считается, будто бы он, не быв на земле, прямо пойдет на Небо, которому в жертву вешают на дерево с убитой на этом месте жирной скотины кожу с головою и ногами…» ,что «шаманы (тунгусские) и другие хотят истлеть на чистом воздухе, почему и покрывают их только камнями и хворостом, у первых же вешают еще и барабан (бубен)»Также среди материалов, относящихся к XVIII в., можно отметить сведения И. Э. Фишера об особом обращении с умершими шаманами среди юкагиров. «Когда шаман чувствует, что он скоро умрет, то завещает свои кости лучшему другу или друзьям. После смерти последние приходят и делят его тело, каждый берет свою долю; режет и скоблит мясо с костей. Мясо сжигают, а золу собирают в горшок. Горшок вместе с костями укладывают на оленей и везут с собой. На оленя, который вез кости шамана, в дальнейшем нельзя ничего нагружать, кроме этих священных костей. В юртах эти кости зашивали в мешки, а в места, где должны были быть глаза, рот, шея и т.д., пришивали бусины»Также Я. И. Линденау отмечает интересный факт у юкагиров. Он пишет, что «бубен у них совершенно особый. Он сделан из кожи шаманов, которую они сдирают после их смерти и натягивают на деревянную основу. С костей соскабливают мясо и кости собирают в скелет, одевают в платье как человека и почитают скелет как божество» Тунгусы «шаманов и шаманок хоронят и теперь на лабазах. В гроб кладут изображения Духов шамана, а шаманское одеяние складывают в кучу, недалеко от лабаза, на западной стороне и закрывают лесом» . По этому поводу А. И. Мазин отмечает, что шаманскую атрибутику на долгое хранение обычно оставляли в специально срубленном и крытом сверху лабазе. После смерти шамана его атрибуты развешивали на сухой лиственнице мукдыкен в глухом, редко посещаемом месте. Рычков отмечает, что «лабазы шаманов отличаются от обыкновенных большим количеством зажимающих колоду шестов, на концах которых прикрепляются деревянные изображения птиц. Как общее правило, при похоронах шамана родственники приготовляют из гнилого дерева следующие изображения духов, которые служили ему при жизни: 16 лебедей, 8 волков, 2 медведя, одну собаку и человекообразное изображение, олицетворяющее собой духа предка шамана, причем все упомянутые изображения бросают около лабаза головами на запад. Стойки лабаза обычно оскабливаются и обмазываются кровью убитого оленя . По представлениям якутов, «шаманы не умирают естественной смертью, т.е. их не съедает абасы (злой дух): шаманы умирают в борьбе с другими шаманами. Смерть шамана сопровождалась несчастием для его сородичей: за умершего шамана духи брали в качестве жертвы кого-нибудь из родственников» . Здесь можно отметить, что именно поэтому страх перед умершими шаманами у якутов и других народов Якутии был чрезвычайно велик.Шамана хоронили по его предсмертному завещанию, любое отклонение от этого, как указывает Р. И. Бравина, могло вызвать месть со стороны умершего шамана. «…Похороните меня в праздничной одежде, – говорил знаменитый шаман Жохсогон, – не в дупле дерева или в лабазе, а в земле в сидячем положении, на коне…» . Далее Бравина отмечает, что в старину черных шаманов «хоронили ничком, притом в согнутом положении. Делалось это для того, чтобы шаман не мог встать. В руки вкладывали землю, чтобы она также не позволяла встать, была бы для умершего «якорем»… При этом некоторых особенно опасных шаманов хоронили ничком без гроба в могиле, заполненной золой с углями. В рот таких шаманов иногда клали камень, ориентируя их на восток». Другой особенностью похорон шаманов был обычай их повторного захоронения. Могущественных шаманов, как отмечает Р. И. Бравина, якуты перехоранивали трижды. «Родственники по мере обветшания и разрушения могилы шамана должны были трижды «поднимать его кости», т.е. трижды повторить похороны. Согласно преданиям, при этом обновлялись арангас и одежда, приносились в жертву кони определенной масти. Обряд проводился при посредстве трех, шести и девяти шаманов. Такой обряд сохранился у якутов до XX в., даже известны единичные случаи повторного захоронения шамана, совершенные в 30-х гг. После третьего поднятия останки шамана хоронили в землю». Аранас (лабаз) шаманов сооружали парни, которые еще не имели полового сношения с женщинами. В жертву приносили жеребца черной масти с белой мордой.В ответ на такую заботу шаман продолжал хранить своих потомков и оказывал помощь в трудных ситуациях. Чтобы получить помощь шамана, приходили на его могилу и просили предка вслух или мысленно. Иногда негромко стучали по арангасу или надмогильному сооружению в виде домовины. Позднее умерших шаманов стали хоронить, как и всех крещеных, погребением в земле. Исключения делались для особо заслуженных из них и в случае завещания умершего. Имеются предания о том, что обряд погребения покойного шамана совершался и должен был совершаться людьми чужими, неродными, относившимися по происхождению к экзогамному роду, противоположному тому, к которому принадлежал шаман. Места для могил вообще выбирались на возвышенных местах. Для умершего шамана могилу копали глубокую. Существовали правила, определяющие глубину могил для захоронений покойников: для умерших молодых людей и детей глубина могилы должна быть по пояс взрослому человеку, для старых – по плечо, для «высокопоставленных» – выше роста человека. В отличие от других, рядовых похорон гроб с телом умершего шамана, прежде чем быть опущенным в могилу, ставился на небольшой помост, специально устраиваемый рядом с могилой, с правой стороны. Он своими размерами соответствовал гробу. Вслед за гробом, после покрытия его частью покрышки чума шамана, опускался и этот помост, и затем могила засыпалась землей. После заполнения могилы до половины в ногах умершего ставился православный крест (кирэс), после чего могилу закапывали полностью, до образования холмика. Надмогильные христианские кресты, как правило, эвены делали семиконечными (похожими на старообрядческие), первые две перекладины ставились прямо, параллельно друг другу, а третья – наискось. На верху основной стойки креста вырезали фигурку птички в стилизованном резном изображении – символ отлетевшей души умершего. Нередко такие вырезанные из дерева фигурки птицы прикреплялись на обоих концах первой перекладины креста. В Хакасии до вмешательства советской власти шаманов хоронили воздушным способом на вершинах высоких гор отдельно от обычных людей. Здесь же надо заметить, что коренное население Хакасии до недавних пор умерших младенцев приносило в горы и оставляло их там в каком-нибудь углублении, возможно, единично так делают и сейчас. На месте захоронения шаманов (камов) устанавливали деревянный помост (сартах) на четырех опорах, на него укладывали деревянный саркофаг (чаян) с шаманом внутри. Иногда вместо помоста использовали четыре столба с перекладинами, на них накидывали жерди и сверху хворост. Шамана в шаманском облачении или простой одежде, завернутого в бересту или зашитого в войлок, укладывали на хворост. Бубен и жезл «хоронили» отдельно. Обычно рядом с местом погребения костюм, бубен и жезл вешали на дерево (чаще всего лиственницу). Кожу бубна перед выносом тела разбивали орбой (жезлом), так освобождались духи, заключенные в бубне. На сороковой день разрезали костюм шамана и тоже отвозили на место захоронения. Костюм, бубен и жезл обязательно привязывали к дереву, чтобы они не вернулись домой и не привели душу хозяина. Характерно, что человека убитого молнией, хоронили таким же воздушным способом, считалось, что его потомки приобретают шаманские задатки. Могила шамана запретна для посещения, особенно после трех лет со дня смерти. Мимо нее в сумерках и ночью ходить нельзя, так как злые духи мертвых – аринкал – могли напугать, наделать вреда. Проходя днем мимо могилы, надо принести дар духам: кинуть монету, посыпать табачком, побрызгать водой, вином, повесить на крест красивую ленточку, ткань и т.д.(с)
Будь осторожен с желаниями...
Сообщение отредактировал Странник - Воскресенье, 19.01.2014, 13:43
Садыков, я давненько читала "Хохот шамана", пока читала - было все вроде бы нормально... кое-где напрягалась...но в общем, сойдет... А потом (сейчас уже плохо помню) прочла слова автора книги, что я вроде как тут и ни причем... передаю вам слова, которые мне передал вот такой-то товарищ и не более... И меня как-будто отрезало от книги... не захотелось более читать этого предателя... Я восприняла это так: Человеку дано слышать, видеть, принимать неплохую информацию... дано, возможно природой, возможно где-то башкой ударился, где-то навыки приобрел и разработал их... в общем дано...
В то же время в социуме неплохо устроился: есть звания, есть авторитет среди коллег, которые "не одобрям...с" это направление... Вот он и выложил свои мысли, свои ощущения, а потом их сам же и предал... Не выгодно... да и перед коллегами... как бы чего не вышло... еще начнутся гонения... Нет...я лучше отрекусь... на всякий случай...