Соня | Дата: Четверг, 28.11.2024, 19:18 | Сообщение # 46 |
Группа: Друзья
Сообщений: 3687
Статус: Offline
| Глава 12. Порождение бодхичитты
...Со временем это чувство возрастает до такой степени, что чужие страдания становятся для нас невыносимы. В конечном итоге наше сострадание, искреннее желание видеть, чтобы другие освободились от невзгод, становится таким мощным, что мы берём на себя обязательство самостоятельно освободить их от страданий. Точно так же мы порождаем любящую доброту, желание, чтобы другие были счастливы, и снова берём на себя обязательство приложить все силы для осуществления этого. Породив такое мощное сострадание и любящую доброту вместе с решимостью взять на себя личную ответственность за осуществление этого устремления, мы тем самым порождаем бодхичитту, «необычайный альтруистический настрой», намерение освободить от страданий всех живых существ. Самый действенный способ обеспечить окончательное благополучие всех существ – привести их к состоянию будды. Однако прежде мы сами должны реализовать в себе это состояние. мы вынуждены признать, что для обеспечения окончательного благополучия всех живых существ мы сами должны достичь просветления. Эта мысль сама по себе уже есть бодхичитта. Она содержит в себе устремление обеспечить благополучие всем живым существам, а также намерение достичь состояния будды для реализации этой цели.
Уравнивание и обмен себя на других
Другой метод – уравнивание себя с другими и обмен себя на других – включает развитие глубокого понимания, что он сам подобен всем существам. в том, что касается естественного желания обрести счастье и избежать страдания, все живые существа полностью идентичны. Мы должны развивать в себе мысль: «Подобно тому, как я сам имею право осуществить свое устремление быть счастливым и избежать страдания, также и другие; подобно тому, как я обладаю возможностью осуществить это устремление, так же эта возможность существует и у других». Разница только в численности: если в моём случае вопрос касается лишь меня самого, то в отношении других речь идёт о бесчисленных живых существах. Чьи нужды больше? Шантидева говорит, что если бы в прошлом мы кардинально изменили свой образ жизни, отбросив себялюбие и взрастив в себе намерение заботиться о благополучии других, а затем следовали, вооружившись таким измененным воззрением, то к настоящему моменту мы уже достигли бы полного просветления. Он пишет: Если бы раньше ты так поступал Никогда б не выпала тебе эта доля, Не был бы ты обделен Блаженством и совершенствами Будд.
Себялюбие и забота о других
В Драгоценной гирлянде Нагарджуны говорится, что для желающих достичь состояния всеведения будды важно придерживаться трёх основополагающих принципов: великого сострадания, являющегося основой; бодхичитты, возникающей из великого сострадания; и мудрости, постигающей пустоту, которая является ключевым фактором, дополняющим два других. В основе любого страдания лежат две силы: привязанность к представлению о реальном «я» и эгоцентрическое стремление заботиться о своём собственном благополучии. Основания такого взгляда на мир лежат в самом укромном уголке нашего сердца, и безраздельно властвуют над нами. Если мы не будем активно добиваться совершенствования своего понимания пустоты и сострадания к другим существам, эта власть останется твёрдой и неизменной как алмаз. Цонкапа писал, что, когда человек стремится принести благо другим существам, его собственные цели осуществляются сами собой, как побочный результат. Таким образом, усилия по принесению наивысшего блага другим является самым мудрым способом осуществления и своих собственных целей.
Порождение бодхичитты
Хотелось бы ещё раз повторить, что развитие бодхичитты происходит постепенно. Оно начинается на уровне интеллектуального понимания, полученного главным образом из слушания или чтения. По мере того как мы продолжаем размышлять о ней, в определённый момент у нас может начать появляться более глубокая уверенность в высшей ценности этого переживания. Всё глубже входя в эти размышления и усиливая своё понимание, мы достигаем подлинного и точного переживания, «проблеска бодхичитты», получая приблизительное представление о ней. После этого появляется способность уже в полной мере практиковать развитие бодхичитты в своём уме и ощущается её мощное внутреннее воздействие. Так мы достигаем бодхичитты, которая возникает с усилием, но это «бодхичитта намерения». Только посредством длительной и усиленной практики мы можем достичь того уровня, когда бодхичитта возникает самопроизвольно.
Содержание самой сутры
«Форма лишена самобытия; будучи пуста от самобытия, тем не менее она всё же видится как форма. Таким образом, представление двух истин как обладающих одной реальностью, но в двух аспектах, позволяет обнаружить, что они свободны от крайностей абсолютного утверждения и полного отрицания.» Слова «все дхармы пусты» представляют ведущую к полному освобождению дверь пустоты. Первый способ (освоения на пути медитации в общем) представлен в отрывке «в пустоте нет [совокупностей] форм… и недостижения также нет». Следующий отрывок «Неведения нет… прекращения старости и смерти также нет» представляет отсутствие полностью омрачённых явлений, а также возникновения явлений просветлённого класса. Слова «… достижения нет…» указывают на отсутствие обретения таких плодов, как [десять] сил и [четыре типа] бесстрашия. Это относится и к словам «… недостижения также нет». Это необходимость «отвергнуть мысль о достижении, чтобы отказаться и от мысли о недостижении…» Однако «На абсолютном уровне нет достижения, но на условном всё же нет недостижения». По всей видимости, это является толкованием смысла следующего утверждения Вималы: «этот [отрывок] открывает смысл, свободный от крайностей утверждения и отрицания, посредством выхода за пределы мудрости и неведения, достижения и недостижения». Праджняпарамита содержит в себе смысл понятия мантра (мантра – «защита ума»). Её величие таково: это [мантра] «великого ведения, непревзойдённая мантра, мантра, равная несравненному, мантра, успокаивающая все страдания», и поскольку способствует освоению практикующим его целей, она «является истинной». Какова эта мантра? «Тадьята», подобно Ом, предшествует остальным слогам [мантры]. «гате гате» означает «иди, иди». Первое гате означает: «[Иди по] пути накопления», а второе: «Иди по пути подготовки». «Парагате» означает: «Иди по пути видения». «Парасамгате» означает: «Совершенно уйди на другой берег по пути медитации». «Бодхи сваха» означает: «Совершенно иди к великому просветлению и прочно установись [в нём]». Что же касается учеников с высшими способностями, они могут понять способ освоения, осуществляемого на основе одной только этой мантры.
Не важно, что написано. Важно - как понято.
Сообщение отредактировал |
|
| |