Соня | Дата: Четверг, 23.01.2025, 19:25 | Сообщение # 46 |
Группа: Друзья
Сообщений: 4113
Статус: Offline
| часть II Исторические основы Дзогчена ОСНОВЫ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ УЧЕНИЯ ДЗОГЧЕН
Школа Ньингма представляет собой самую древнюю традицию буддизма Махаяны в Тибете. В этой традиции считается, что Дзогчен представляет суть учения Будды. "Дзогчен" переводится как "Великое Совершенство". Это учение носит такое название, поскольку оно является полным и совершенным в самом себе, без каких-либо изъянов и неполноты, и потому, что оно является высшим учением. В силу того, что оно представляет собой вершину всех прочих путей к просветлению, "колесниц». Оно называется также Атийогой ("изначальная йога") или абсолютной йогой. термин указывает на то, чем является Дзогчен по своей сути: на изначальное состояние всякого индивидуума. Изначально чистое состояние просветленности является, по сути, изначально присущим каждому живому существу состоянием будды, или бодхичиттой. Находясь за пределами ограничений времени и условий, это состояние является средоточием всякого живого существа. Поэтому учителя школы Ньингма не считают Дзогчен просто одной из систем верований или философских взглядов, собранием текстов, школой или направлением. Напротив, Дзогчен - это прямое введение и пребывание в этом Изначальном Состояния просветленности, которое, всегда присутствует во всяком живом существе, подобно солнцу на небе, хотя его ясный лик и может быть скрыт облаками неведения." Для практикующих Дзогчен окончательная цель духовного пути — это реализация в повседневной жизни этого изначально присущего состояния будды. Такая реализация и называется Великим Совершенством. Гараб Дордже в состоянии созерцания получил передачу учений Дзогчен непосредственно от Ваджрасаттвы, представляющего собой Самбхагакая аспект Будды. Ваджра-саттва — это не историческое проявление Будды; правильнее будет сказать, что он представляет собой принцип просветления Будды, который находится за пределами времени и истории и вообще за пределами обусловленного существования (samsara). Таким образом, откровение Будда-Дхармы не было ограничено жизнью исторического Будды. Ваджрасаттва — это не просто один Будда в длинной цепочке Будд; он является архетипом вечности, существующей за пределами мирского пространства и времени и пребывает в центре мандалы всего бытия. Из него исходят эманации всех исторических Будд или Нирманакай, которые время от времени появляются на нашей планете. В этом смысле Гараб Дордже также считается эманацией Ваджрасаттвы, и, фактически, в традиции Ньингма его называют "Тулку" или Нирманакая, "тело-эманация". Ваджрасаттва в начале времен получил передачу Дзогчена, или Атийоги непосредственно от Адибудды, Изначального Будды Самантабхадры, который является высшим аспектом Дхармакаи. Ваджрасаттва получил учения от Самантабхадры по методу передачи "от ума к уму", то есть мгновенно и без произнесения слов. Это Передача Ума или прямая передача Будд. Таким образом учения спонтанно вышли из непроявленного пространства Дхармакаи, чтобы проявиться на уровне Самбхогакаи. В предыдущем рождении Гараб Дордже был Дэва или богом в одном из небесных миров, а затем чудесным образом родился на Земле в стране Уддияна (согласно преданию, его зачатие было непорочным и родила его монахиня-девственница). Таким образом, он является Нирманакаей, или проявленным, историческим аспектом состояния будды.
МЕСТО ДЗОГЧЕНА В БУДДИСТСКИХ УЧЕНИЯХ
Основа Махаяны — это изначальная природа Будды, присущая каждому живому существу, называется татхагатагарбхой. Этот термин обозначает зародыш, или семя (garbha) будущего Будды или Татхагаты. Путь Махаяны состоит из практики шести высших совершенств в течение многочисленных повторных перерождений. Поскольку путь состоит из этих шести совершенств, Махаяна также известна как Парамитаяна, или Колесница Совершенств. Цель, или плод Махаяны — это реализация Двух Тел Будды, а именно, Рупакаи, или тела Формы, и Дхармакаи, или Тела Реальности. Рупакая уникальна для каждого конкретного Будды. Дхармакая является всеобщим принципом; она идентична для всех, реализовавших состояние будды. Ваджраяна или Алмазная Колесница, подразделяется в на шесть классов Тантр, каждая из которых является независимой и полноценной Колесницей просветления, а именно: Крия-тантра, Чарья-тантра, Йога-тантра, Махайога-тантра, Ануйога-тантра и Атийога-тантра. Ваджраяна называется так потому, что изначальная природа каждого подобна алмазу (vajra): она неизменнаа, неразрушима и лучезарна. Учения Ваджраяны содержатся в текстах, называемых Тантрами. Поскольку метод Тантр состоит в преобразовании психической энергии, одним из наиболее ярких проявлений энергии является звук, а используемый таким образом звук называется мантрой, то этот путь Тантр также называется Мантраяной или системой Мантры. Эзотерические доктрины, входящие в эту систему называются Тайными Мантрами. система Мантры, или Ваджраяна, отличается от системы Сутры Махаяны по четырем основным пунктам: (а) практика Тантры легче, потому что в ней нет чрезмерно суровых аскетических требований; (б) результаты достигаются быстрее, и можно даже достичь освобождения за одну жизнь; (в) в Тантрах содержится великое множество различных методов, подходящих для разных людей; и (г) для тантрической практики требуется больше сообразительности и понимания.
Существуют три класса Тантр, которые известны как Внешние тантры: Крия-тантра, Чарья-тантра и Йога-тантра. (4) Крия Тантраяна, "Колесница Крийя-тантры", делает акцент на выполнении внешних ритуалов. термин kriya в этом контексте означает "ритуальные действия". (5) Чарья Тантраяна "Колесница Чарья-тантры", в равной степени уделяет внимание внешнему ритуалу и внутренней медитации. термин carya в этом контексте означает "поведение". Чарья Тантра также известна иод названием Упайя Тантра (санскритское слово ирауа в данном случае означает "метод"), она связывает Крийя Тантру и Йога Тантру. В этой и в предыдущей колеснице практикующий визуализирует божество (yidam) в пространстве перед собой и молится этому божеству, чтобы получить от него благословение и мудрость. В случае Крийя Тантры практикующий ведет себя по отношению к боже¬ству как слуга по отношению к своему повелителю, и это похоже на обычную религиозную преданность. В случае Чарья Тантры, практикующий обращается к божеству, как Друг, который просит о чем-то близкого друга. Это похоже на проникнутый преданностью мистицизм. (6) Йога Тантраяна, "Колесница Йога-тантры". Здесь Йога означает "союз" или "объединение". В Йога-тантре, как и в двух предыдущих колесницах, практикующий сначала визуализирует божество в пространстве перед собой и точно так же просит его о благословении, вдохновении и мудрости. Но после этого он входит в мистический союз с божеством, растворяя себя (свою эмпирически сущность) в состоянии пустоты и затем проявляясь в очищенном Теле Света, становясь самим медитационном божеством. Это должно сопровождаться переживанием, называемым "божественной гор¬достью". Таким образом, практикующий реализует в себе все качества и атрибуты данного конкретного божества.
Далее существуют три класса Высших Тантр, известных также как Внутренние Тантры (папд rgyud): Махайога, Ануйога и Атийога. высшим Тантрам учил Изначальный Будда Самантабхадра. С точки зрения этих Высших Тантр, основой Ваджраяны является человеческое тело. Путь Ваджраяны — это практика процесса порождения и практика процесса завершения. В ходе процесса порождения практикующий визуализирует себя в божественной форме, а все, что его окружает — в виде мандалы Чистой Земли этого божества, то есть визуализирует божественное измерение во времени и пространстве. С помощью процесса порождения практикующий очищает склонность к перерождению в мире желаний, то есть в шести мирах. В ходе процесса завершения практикующий визуализирует психические каналы и энергии внутри тела божества, в которого он преобразился. Нечистые энергии страстей очищаются и преобразуются в чистые энергии знания. С помощью этого процесса очищается склонность к перерождению в мирах форм среди долгоживущих богов высших духовных уровней. Ваджраяна, путь Махасиддхов, представляет собой реальный алхимический процесс, протекающий в сосуде физического и тонкого тел и превращающий энергии основных страстей в эликсир изначального осознавания (ye-shes, jndna). Поэтому для практика нет необходимости отвергать и подавлять страсти, как это делается в системе Сутры. Особый метод Сутраяны - это путь отречения, в то время как особый метод Тантр - это преобразование энергии. Поэтому Тантра называется также "путем трансформации". Цель, или плод Ваджраяны — это реализация Трех Тел Будды, или Трикаи (sku gsum). Тело Формы двойное: (1) Самбхогакая, Тело Совершенного Блаженства, которое не проявляется нигде, кроме как в Акаништхе, высшем плане существования; и (2) Нирманакая, Тело Эманации, которое проявляется на физическом и астральном плане в определенный период истории.8 Самбхогакаю могут увидеть лишь высокоразвитые духовные существа, а Нирманакая является бесчисленным суще¬ствам, чье видение еще нечисто и омрачено страстями и ограничениями. Однако, поскольку просветление уже присуствует во всех существах с самого начала (хотя и в латентном состоянии), она уже содержит в себе "плод" и потому называется Пхалаяной, или Колесницей Плода. (7) Махайога тантраяна, "Колесница Великой Йоги", делает акцент на процессе порождения. Это детальный процесс, включающий в себя визуализацию множества божеств и мандал. Махайога делится на раздел Тантры и раздел Садханы. В целом Махайога соотвествует Ануттара Тантре новых школ тибетского буддизма, и в особенности Отцовским Тантрам, которые делают акцент на мужском аспекте просветления. (8) Ануйога Тантраяна, "Колесница Дальнейшего Союза", делает акцент на Сампаннакраме, или процессе завершения. Она во многом соответствует классу Материнской Тантры Ануттара Тантры, которая делает акцент на женском аспекте просветления. Однако, в отличии от Ануттара Тантры, в Ануйоге существует два метода визуализации: постепенный и мгновенный. В Ануйоге также присуствуют детальные визуализации божеств и мандал, но больший акцент делается на практике завершающей йоги психических каналов и энергий. В системе Тантры, после того, как визуализация растворяется в состояние пустоты, из которого она первоначально появилась в ходе тантрической трансформации, практикующий входит в состояние созерцания (samdhita). В Ануттара Тантре Новых Школ это состояние называется Махамудрой, "Великим Символом". Однако, в системе Ануйоги эта стадия, являющаяся кульминацией процесса трансформации, называется Дзогченом, поскольку это состояние является полностью совершенным. (9) Атийога Тантраяна, "Колесница Абсолютного Единения", называемая Дзогченом, "Великим Совершенством". В ньингмапинской системе девятая колесница, Атийога, или Дзогчен, считается одной из Тантр. Однако Дзогчен использует и свои собственные методы, не связанные с методами Тантры. В этом слу¬чае для практики не требуется трансформироваться в божество, пребывающее в мандале чистого измерения, как это делается в Маха- или Ануйоге. Практика Дзогчена начинается с того, чем заканчивается практика Тантры, то есть с состояния созерцания. Поэтому Дзогчен считается от¬дельной колесницей, а не просто завершающей стадией процесса трансформации, как, например, Махамудра. В системе Ньингма Дзогчен считается высочайшим пиком, к которому ведут все духовные пути, и кульминацией всех предшествующих колесниц или йог. Дзогчен — это не просто расширение или продолжение системы Тантры. Метод Высших Тантр - путь трансформации, что видно на примере самого процесса трансформации, внешнего и внутреннего, то есть трансформации в божество, пребывающее в чистом измерении мандалы этого божества. В высших Тантрах нечистое кармическое видение, от которого страдают обычные пребывающие в неведении живые существа, не только очищается, но и преображается в чистое видение мудрости и гнозиса просветленного существа. Обычное восприятие мира перестает быть обычным, теперь это чистое видение божеств и мандал. Обычные звуки мира перестают быть обычными; теперь это чистые звуки мантр. Обычные мысли и воспоминания ума практикующего перестают быть обычными; теперь это чистое созерцание, самадхи просветленного существа, или Будды. Однако, метод Дзогчена — это не трансформация, а самоосвобождение, и в этом и состоит его уникальность.
Все эти методы практики различаются своим подходом к духовному пути. Это можно увидеть на примере ядовитого растения. Практикующий, следующий методу Сутр Хинаяны, пытается обойти ядовитое растение, которое растет у него на пути. Этот путь отречения. Практикующий, следующий методу Сутр Махаяны и Низшим Тантрам, попытается применить противоядие против растения, с которым он соприкоснулся на пути. Это путь очищения. Универсально противоядие против всех ядов в мире — это медитация на шуньяте, нематериальности всех явлений. Практикующий, следующий методу Вьюших Тантр, попытается алхимически трансформировать яд, содержащийся в растении, в нектар ведения, просветленного осознавания. Это путь трансформации. Ядовитое растение символизирует все страсти и негативные состояния сознания, от которых страдают живые существа в сансаре. Но в Дзогчене совсем иной метод. Практикующий дзогчен не старается избегнуть этого яда, применить к нему противоядие или трансформировать его. Метод Дзогчена - это самоосвобождение: во время практики медитации мыслям позволяют самоосвобождаться, как только они возникают. В тексте, приведенном далее, говорится именно об этом методе, который называется путем самоосвобождения.
Не важно, что написано. Важно - как понято.
Сообщение отредактировал |
|
| |