почему-то последние дни особенно притягивает творчество художников-космистов, погрузилась полностью Камень знай. Камень храни. Огнь сокрой. Огнем зажгися...
"Эти картины не для погрязших в материализме, не для пленных ложной реальностью видимого мира, не видящих или не желающих видеть и зарывающих, как страус, голову в песок перед лицом Бесконечного, не для тех, кто не любит ночного звездного неба, не для тех, кто любит только свою мышиную нору, не для тех, кто любит только прекрасные вещи, могущие служить для украшения гостиной, не для тех, дух которых дремлет, скованный в рамках рутины и преклонения перед авторитетами, для кого священны канон и традиции, не для многих и многих других.
Эти картины для тех в ком живут творческий дух, кому тесно в этом старом тяжеловесном мире, у кого чувствуется зуд в плечах от начинающих прорастать крыльев, кто жаждет прохлады горных высот и разреженного воздуха, кто змеей извиваясь, стремится сбросить свою ветхую шкуру и взглянуть новыми глазами на Новый мир, кто хочет поднять завесы ложной реальности и разложить вещи, чтобы найти в них то, что ему нужно, о чем он тоскует, никогда не видав..." П.П. Фатеев Художественная группа “Амаравелла”, объединившая первых в нашей стране художников - космистов, начала складываться в 1923 г. Вот ее состав на 1927 г., когда группа окончательно сформировалась: Петр Петрович Фатеев,- глава группы, Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий, Вера Николаевна Пшесецкая (Руна), Александр Павлович Capдан, Сергей Иванович Шиголев, Виктор Тихонович Черноволенко.
Экзотически звучащее название группы кажется заимствованным из словаря Александра Грина. Игровое по своему происхождению и характеру, это название не имеет однозначного перевода. Перед нами своеобразная криптограмма. Придумал ее А. С. Сардан, человек блистательной выдумки. По-разному расшифровывалось название группы. Вот некоторые варианты: “несущий свет”, “творческая энергия”, “всходы бессмертия”. Санскритские корни отчетливо прослушиваются в названии группы. Но точного эквивалента для них в русском языке не смогли подобрать даже опытные специалисты. Возможно, сам подход здесь неверен - ведь перед нами название-игра, название-фантазия. Вероятно, магическая музыка, заложенная в нем, несет в себе больше значений, чем прямой смысл....
Судьба “Амаравеллы” сложилась трагически. В 1929 году состоялась последняя выставка художников-космистов. В 1930 г. была арестована В. Н. Пшесецкая (Руна). Увы, художественное наследие этой замечательной женщины погибло почти полностью - сохранилось лишь пять портретов ее работы, посвященных членам “Амаравеллы”. Тогда же был подвергнут допросу и краткосрочному заключению А. П. Сардан. После всего пережитого этот тонкий и ранимый человек практически оставил живопись. В. Т. Черноволенко был вынужден уйти в производственную деятельность. Мультипликатором научно-популярного кино стал С. И. Шиголев, в 1942 году он был репрессирован, дата и место его гибели неизвестны. Художественная деятельность Б. А. Смирнова-Русецкого тоже была скована и заморожена в тридцатые годы; на второй день войны он был арестован, один из мотивов ареста - уже давно прервавшаяся переписка с рериховским центром в Нью-Йорке. Неволя Б. А. Смирнова-Русецкого длилась четырнадцать лет. Абсолютно замкнутый и скрытный образ жизни вел все эти годы П. П. Фатеев, он принципиально не искал никаких компромиссов с лживой и жестокой властью.
Манифест группы художников-космистов "Амаравелла" 1927 год
1. Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь.
2. Научить этому нельзя.
3. Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника.
4. Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира.
5. В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенный, не претендуя на самодовлеющее значение.
6. Поэтому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания - тогда их мысль будет достигнута".
Потенциал “Амаравеллы” был огромен. С болью и горечью думаешь о том, что в силу трагических обстоятельств эти возможности не были раскрыты до конца, не реализовались полностью. Однако сделанное “Амаравеллой” навсегда войдет в историю не только русского, но и мирового искусства. Справедливость требует: “Амаравелла” должна занять подобающее ей место в этой истории.http://www.amaravella.ru/russian/history.php
"Живописные композиции Сардана выстроены по музыкальным законам, фактически это нарисованный Звук..."
У Мелиссы Мак-Кракен - синестезия. Это значит, что при раздражении одного органа чувств, например, слуха, происходит раздражение и другого, например, зрения. Фактически, она "видит" то, что слышит. А потом это рисует. Это ее иллюстрации к знаметитым песням. Синестезия не является психическим расстройством. ПОДРОБНО О СИНЕСТЕЗИИ
Спасибо, Ишаваю. Порадовал. Замечательные картины, с прекрасной энергетикой...
Захотелось самой попробовать рисовать музыку,..хоть я и не синестезик... Даже интересно, что получится. Пусть каждый осознает Иерархию и устремится к красоте и культуре.