Французский философ и педагог Учитель Омраам Микаэль Айванхов (1900-1986) родился в Болгарии и жил во Франции с 1937 года. Во всех его беседах поражает многообразие точек зрения, с которых он рассматривает единственную проблему: человек и его совершенствование. Любая затронутая им тема неизменно трактуется с позиции пользы, которую может извлечь человек для самопознания и лучшей организации своей жизни.
«Каждое утро, прежде чем что-либо предпринять, сосредоточьтесь на какой-то момент, установите в себе мир и гармонию, свяжитесь с Всевышним и посвятите ему в молитве и медитации этот начинающийся день.
Самое главное – это начало. Именно в этот момент приходят в движение и обретают направление новые силы. Чтобы действовать правильно, всегда нужно начинать с поиска света. Ночью в комнате вы же не сразу хватаете какой-либо предмет и приступаетет к работе. Сначала вы зажигаете лампу, а потом уже начинаетет работать. Так и во всех случаях жизни вам, прежде всего, необходимо зажечь свет, то есть сконценрироваться, собраться с мыслями, чтобы знать, как надо действовать. Если у вас не будет такого света, вы будете толкаться направо и налево, стучаться во многие двери, но не сделаете ничего хорошего.
Весь ваш день пойдет в том направлении, которое с самого утра зададите ему своими мыслями. Так, в зависимости от того, будете ли внимательными и бдительными, вы или расчистите себе путь, или, наоборот, загромоздите его всякого рода бесполезными и даже вредными вещами. Ученик Науки посвящения знает, как он должен начинать свой день, если он хочет, чтобы этот день был наполнен Божьей милостью, чтобы можно было излучать эту милость на все творение вокруг себя. Он знает, что с самого утра у него должна быть одна основная мысль, вокруг которой в течение дня будут вращаться все остальные мысли.
Если у вас будет для каждого дня точная цель, четкое направление, идеал, к которому вы стремитесь, то все ваши действия постепенно будут приходить в порядок, становиться организованными и помогать осуществлению этого идеала. И даже когда в вас попытаются войти какие-то чуждые, отрицательные мысли, они будут сбиты с пути, поставлены на службу Божественному Миру, и будут обязаны идти в том направлении, которое вы выбрали. И вот так, благодаря основной мысли, которая с самого начала была в вашей голове, вашем сердце, вы сможете записать этот день в великую Книгу Жизни.
И поскольку все регистрируется, то стоит вам лишь один раз прожить великолепный день, день вечной жизни, и он не только не умрет, но постарается увлечь за собою все другие дни, чтобы они походили на него. Попытайтесь, по крайней мере, хорошо прожить хотя бы один единственный день, и он окажет влияние на другие дни: он пригласит их, чтобы поговорить с ними и убедить их быть такими, как он – уравновешенными, организованными, гармоничными».
Сколько людей собирается сегодня во всем мире, чтобы отпраздновать первый день года! А в каком состоянии духа собираются они? Какая идея их объединяет, какие планы? Многие ли из них осознают, что самая необходимая работа, которой от нас требует небо, - это участие в установлении Царства Божьего и его Справедливости? И мы тоже собрались, и я вам уже столько раз говорил о важности этой работы! Итак, старайтесь не распылять свои мысли, а посылать их всегда в этом направлении: справедливости и мира во всем мире. И даже если мы не слишком многочисленны, исходящие от нас силы и энергии будут накапливаться в божественных резервуарах и однажды дадут результаты. Когда? Это не наше дело. Мы объединяемся, чтобы призвать Царство Божие, и даже предположив, что нашим мыслям и пожеланиям не удасться привести его на всю землю, лнл, по крайней мере, установится в нас: оно будет нам дано потому, что мы будем работать для него. Когда работаешь на высокий идеал, то никогда ничего не теряешь.
Вы можете быть счастливы только при том условии, что найдете свое, действительно свое место. Вы все, конечно, знаете это, но вы не знаете, где оно, ваше место. Слово «место» может иметь здесь много значений: стихия (мы говорим «быть в своей стихии»), страна, дом, профессия, роль, идеал... Мы видим, как многие люди беруться за одно, другое, и никогда ни на чем не останавливаются! Им не удается найти свое место, у них нет корней, и они несчастны. Нужно, чтобы кто-то поместил их на плодородную почву, где они начнут давать ростки. А до этого они подобны зерну, которое ждет в амбаре того момента, когда оно будет посеяно. Когда семя брошено на добрую почву, оно прорастает, и когда оно чувствует, что может дать плоды, оно говорит: « Так и есть, я действительно нашло свое место». Значит, этим местом был не амбар, где ему угрожали плесень и мыши, а земля. Итак, что всем необходимо в дальнейшем, так это найти, подобно семени, свою почву и «пустить корни».
Мы должны научиться соединяться с Божественным источником любви и пить из этого источника, живая вода которого напоминает вселенную. Ведь мы часто бываем похожи на человека, который, не осознавая того, что стоит по горло в воде, кричит: «Я хочу пить! Я хочу пить!». Для того чтобы попить, ему нужно только открыть рот, но его рот закрыт, и он умирает от жажды. Мы погружены в эту Божественную любовь, мы плаваем в ней, и, тем не менее, все взыхают, зовут на помощь и продолжают ее искать. «В ней мы все живем, движемся и существуем», - говорит апостол Павел. Мы погружены в любовь, как рыба в океан, и, не отдавая себе в этом отчета, мы уже живем в ней. Было бы достаточно немного открыться, чтобы тотчас же быть заполненными этой огромной силой любви.
Если зимой мы оставляем двери открытыми, тепло уходит, и весь дом становится холодным; если летом мы оставляем двери и окна закрытыми, мы задыхаемся... Вы все это знаете. Но немногие среди вас поняли, что и внутри нас, в астральном плане, есть двери и окна и что точно так же нужно знать, когда открывать и когда закрывать эти двери и окна. Как сохранить тепло, радость, свет? Как защитить духовные богатства или приобрести новые? Оставляя закрытыми двери, которые ведцут в низший мир, те двери, через которые проскальзывают темные духи, и открывая двери, ведущие в высший мир. В Каббале говорится о 50 вратах, через которые должен пройти ученик: вратах Бина или вратах Разума. Но Двадцать четыре Старца, охраняющие эти двери, позволят пройти через них только тому, кто понял, когда открывать или закрывать двери астрального плана
Человек есть только то, чем он является, он не может дать того, чем не владеет. Чтобы давать, нужно владеть. Тем более для того, чтобы творить в области искусства. Нужно нести в себе средства реализации этого творчества, средства выражения великолепия души и духа. Если ничего не несешь в себе, то что бы ты ни делал, все будет ничтожно. Некоторые предлагают вам так называемые произведения искусства, которые поистине чудовищны, и задаешься вопросом, где они их нашли? Но ответ простой: в самих себе. Нельзя создать ничего посредственного или порочного, если не носишь в себе самом этой посредственности или порочности, и нельзя создать ничего божественного, если в тебе не обитает небо. Но чтобы дать больше того, что ты есть, нужно отделиться от себя, подняться, освободиться, проникнуть в высшие регионы, чтобы поймать там несколько крупиц красоты и света и постараться затем передать их другим через свои творения. Вот в чем секрет божественного искусства.
Чтобы придать смысл своей жизни, недостаточно времени пережить момент вдохновения, света; нужно еще научиться продлевать это мгновение с тем, чтобы оно стало устойчивым, постоянным состоянием сознания, состоянием, которое все в тебе очищает, приводит в порядок, восстанавливает. Вы скажете: «Но вы требуете от нас невозможного. В жизни нельзя постоянно сохранять божественное состояние». Да, на поверхностный взгляд вы правы, я это знаю, как это происходит. Но я знаю также, что что бы ни случилось, вопреки усталости, отчаянию, горестям и несчастьям, ученик света никогда не утрачивает своей веры в могущество духа, он никогда не позволяет себе сойти со своего пути; напротив, он крепко держится за пережитые им мгновения великого, прекрасного, за все те опыты, которые дали ему, в определенные счастливые моменты, истинный смысл жизни
Кто он? Что стоит за этим именем? Почему мы помним и говорим о нем?
Французский философ и педагог, родившийся в Болгарии в 1900г., посвященный, один из величайших современных Учителей человечества, основатель Всемирного Белого Братства. Человек неисчерпаемой силы Духа, полный глубочайшей Любви и сочувствия к людям, ко всему живому на этой Земле. Какую истину он нес нам, чему учил?
Поразительна многогранность его Учения и то многообразие точек зрения, с которых рассматривает он единственную задачу: человек и его совершенствование.
Политический оттенок слова "свобода" заставляет нас забывать истинный смысл значения свободы для человека как отношения между Духом и Материей, который пытается восстановить Учитель Айванхов: "Ни одно создание не может существовать, не получая извне некоторых элементов. Только Создатель вне этого закона- Он не нуждается ни в чем извне. Но поскольку Он оставил в каждом человеческом существе искорку, дух, который имеет ту же природу, что и Он, каждый человек может благодаря духу создавать то, в чем он нуждается... Учение, которое я вам несу, есть Учение Духа, Создателя, а не учение материи и создания. Вот почему я вам говорю: войдите в сферу духа созидающего, который формирует, воспитывает, и вы избежите зависимости от внешнего мира, вы будете свободны!"
Учителя Айванхова нет с нами, он покинул Землю совсем недавно, в 1986 г., но учение, которое нес он нам и которое стало делом и величайшей работой всей его жизни, как малые зерна, посеянные в подготовленную почву заботливой рукой, уже дает чудесные всходы Любви, Разума, Гармонии.
Никто до него не излагал эзотерические истины так доступно, так гениально просто, что они становились понятны даже самому примитивному уму. Его предшественники основывались на восточных традициях Тибета, Индии, что делало почти невозможным восприятие этого Знания для жителей Запада. Айванхов целиком основывает эзотерическое учение на христианстве, используя этот единственно возможный путь к умам и сердцам своих учеников.
Так давайте предоставим слово самому Учителю, давайте услышим голос беспредельной космической жизни, облаченной в это слово, и постараемся войти с ним в гармонию и согласие.
"Мои дорогие братья и сестры, - говорил Учитель Айванхов, - всю свою жизнь я искал ответа лишь на один вопрос: как быть полезным людям. Это моя единственная забота, мое единственное занятие. Я знаю условия, в которых они живут; я не слепой, чтобы не замечать трудностей, с которыми они встречаются. Но, чтобы не оказаться полностью подавленными и деморализованными, они должны знать некоторые методы, позволяющие каждый день укреплять внутреннюю жизнь".
И одним из таких методов, данных Учителем, является стремление каждого человека к Высокому Идеалу. Вот что говорил он об этом: "...для человека все зависит от того, на чем он сосредоточился: какую он поставил перед собой цель, каков его идеал, чего он хочет достичь, куда он хочет дойти. В этом заключается все, так как этот идеал уже воздействует на него и производит в нем изменения: он углубляет, очищает, упорядочивает, гармонизирует. Это замечательная работа, которую он может совершить в нас!"
Как просто и доступно говорит Учитель Айванхов о великих принципах построения Вселенной, открытых и провозглашенных Гермесом Трисмегистом,- принципе ментализма и принципе соответствия.
"В жизни все устраивается, образуется, формируется по нашему идеалу. Если ваш идеал не высокий, не благородный, а только земной и материальный, то все, что человек делает, чувствует и думает, направляется и формируется по этому идеалу, и не надо потом удивляться, если человек несчастлив".
"Что же такое идеал? Идеал - это живое, могучее, реальное существо, обладающее средствами принести все, чего нам не хватает. Вот, что люди не захотели понять, выбирая близкую, легкую, материальную цель, и они лишились самого прекрасного. Люди не знакомы с магией, они не знают, что происходит, когда слишком легко можно осуществить свой идеал, и все их существование терпит неудачу. Наш идеал связан с нами, и если он возвышенный, он непрестанно несет нам частицы, потоки вдохновения. ...И когда-то мы обязательно найдем в нашей жизни другие условия, которые подготовил нам идеал.
Те, кто не знаком с этими великими истинами, работают с хрупкими материалами и в очень ненадежных условиях. Они не имели возвышенной цели, они удовлетворялись мелкими пустяками, не зная, что пустяки сформированы из весьма обычной материи, поэтому по закону сходства они привлекали к себе самые тусклые, хрупкие и окисляемые элементы. Человек должен всегда искать очень высоко, в небе, в свете, в беспредельности, в глубине своего существа материалы, которые будут формировать все органы, все частицы его тела и его мозга из светлых элементов".
Итак, "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный", - как говорил Иисус.
Истина в том, что человек есть дух, искорка, вышедшая из Бога, которая вернется однажды к Нему. В тот день, когда человек это поймет, увидит и почувствует, он становится свободным от страданий и волнений, и он входит в вечность.
Так каков же путь к истине, к вечности, к Создателю? Что можем мы сделать, как должны мы жить, чтобы приблизиться к своему Идеалу?
"Путь этот,- говорит Омраам Микаэль Айванхов,- гармония. Но гармонизироваться с несколькими людьми: с женой, с мужем, с детьми, с родителями, со своими соседями и друзьями - это только первый, крохотный шаг, этого еще недостаточно. Надо согласоваться, войти в созвучие с жизнью вселенной, жизнью беспредельной, жизнью космической. Надо ощутить себя неотъемлемой частью этого целого, этой космической жизни и почувствовать ее взаимосвязь со всем сущим, с каждым из нас.
Люди должны научиться не расточать свою жизнь, а суметь посвятить ее возвышенной цели: тогда жизнь обогащается, она возрастает в силе и интенсивности точно так, как капитал, который не растрачивается, а, будучи помещенным в банк, приносит пользу. Но для этого надо, чтобы вы поместили ваш "капитал" в небесный банк".
Но помните о том, что никогда и ничего вы не получите без того, чтобы что-то не потратить.
"Жизнь, - говорит Учитель, - не что иное, как непрестанный обмен между вселенной и маленьким атомом, который каждый из нас в какой-то мере представляет собой. Космическая жизнь входит в человека, он ее пропитывает собственными эманациями и возвращает во вселенную. Затем он снова поглощает космическую жизнь и опять ее возвращает. Это и есть постоянный обмен между человеком и вселенной, который называется питанием, дыханием, а также любовью. Жизнь - это обмен между мирами, и тот, кто не обменивается,- умирает.
И еще, - добавляет Учитель, - я скажу вам, что самый большой секрет поддержания наилучших условий жизни и деятельности, поддержания гармонии внутри и вне себя заключается в том, чтобы научиться всегда жить и работать с любовью. Так как любовь усиливает, оживляет, воскрешает... Надо понять эффективность, силу любви. Все, что вы делаете - делайте с любовью... или совсем не делайте. Все, что вы делаете без любви вас утомляет, даже отравляет, и не удивляйтесь затем, что вы истощены, больны. Все делайте с любовью! Старайтесь, это зависит от вас. Любовь пробуждает все силы в человеке.
Итак, живя, вы находитесь в божественной Школе, где вас учат себя реконструировать. Вы не оценили еще важность этой задачи, но радуйтесь, так как вы имеете перспективу суметь, наконец, упорядочить ваше существование.
Старайтесь каждый день найти по крайней мере что-то одно, что вас восхищает, и поместите в ваше сердце и разум. Если вы каждый день благодарите Господа, если вы довольны всем, что он вам дал, то вы будете обладать магическим секретом, который может преобразовать вашу жизнь, и светлые духи природы приблизятся к вам, чтобы вам помочь. Этот мир даст вам силу, сила принесет вам полноту жизни, и вы начнете чувствовать вечную Жизнь.
Что делает земледелец? Он сеет - это его половина работы.
Потом дождь, солнце и множество существ, живущих в воде, в воздухе, в земле, начинают работать с зернами - это другая половина работы, о которой земледелец не должен заботиться. Таким же образом Посвященный сеет зерна: приводит в действие некоторые процессы, направляет их, а затем вся природа и все силы Космоса занимаются остальным.
О себе и о своей миссии на Земле он говорит следующее: "Большинство восточных учений имеют целью освобождение. Посвященные Индии, Тибета, Японии работали тысячи лет, чтобы найти методы, которые позволили бы оторваться от Земли,`- вот почему они уходили в пещеры, в леса, чтобы ничто им не мешало работать только над проблемой освобождения. Но мне не нравится подобное поведение, я его нахожу эгоистичным. Для чего освобождаться? Я не хочу быть свободным, я хочу, наоборот, ограничить себя, и я ограничиваю себя сознательно. Когда думают только о том, как бы освободиться, остается только удалиться, покидая всех и вся - ничто более не ценно. Так хорошо быть свободным - плавать в море света, в счастье, в экстазе, попробовать нирваны, но мне лично это ничего не обещает; быть счастливым в одиночестве - это не то, что я ищу, поэтому я полностью себя обязываю и ограничиваю.
Я спустился на Землю, я считал эгоистичным оставаться наверху, в великой свободе и счастье. Я понял, что лучше прийти на Землю - пусть тебя пихают, чернят, пачкают, критикуют. Вы скажете, что не понимаете, о чем я говорю. Имейте терпение, немного погодя вы все поймете.
Когда кто-то полностью освобождается и не имеет долгов, которые надо платить, он больше не будет воплощен на Земле, а останется наверху в блаженстве и свете: больше никакие обязательства не притягивают его к Земле. Но иногда среди этих существ оказывается некто, кто, видя страдания людей, решает им помочь.
Многие из тех, кто закончил земную эволюцию, сказали бы, что им вполне хватило всего этого счастья, всей этой радости, всего этого света. Но среди великих Посвященных, которые жили на Земле, многие не могут вытравить абсолютно из памяти все то, что они пережили на Земле, и порвать связи с ней. Они свободны, они все победили, они живут в вечности, но, однако, время от времени у них появляется желание бросить взгляд на этих бедных людей, среди которых они жили и с которыми они все же чувствуют себя связанными, несмотря на расстояние, которое их разделяет. После веков, даже тысячелетий они вспоминают земную жизнь и в богатстве, величии и щедрости их сердца они решают спуститься и помочь людям.
И это то, что сделал я. Счастье, радость- это освободиться, но не отбросить все, нет,- только освободиться внутренне от своих слабостей, чтобы суметь лучше углубиться в оказание помощи другим.
Вот как я понимаю смысл жизни и свободы. Трудные условия жизни мне значительно помогли задуматься. Если бы я не оказался очень рано, по-видимому, в наиболее ужасных условиях, я ничего бы не открыл и ничего бы не сделал.
Вот почему я благословляю Небо за потери, трудности и несчастья, которые оно мне послало. Есть много качеств, которые не развиваются, если вы не проходите через некоторые испытания. И даже, я сказал бы вам, часто наши враги- это наши скрытые друзья, потому что они вынуждают нас делать усилия, которые нас освобождают. Вот почему надо любить врагов своих. Иисус сказал: "Любите врагов ваших". Да, это стоит того.
Любить друзей - это очень легко, все могут это делать. Но любить врагов своих- это очень трудно. Их можно любить, обнаружив, что это скрытые друзья, благодаря которым вы прогрессируете на пути приобретения свободы, самообладания и освобождения..."
Читайте этого Учителя и Вы полюбите его. Он станет Вашим главным советчиком во всех жизненных трудностях.
«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Эта фраза Иисуса представляет собой квинэссенцию религии. Совершенно ясно, что дистанция между человеком и богом такова, что возникает вопрос, как мог Иисус дать нам этот идеал, который превосходит наше воображение; быть совершенным как сам Бог! В материальном плане можно довольтвоваться небольшими вещами и быть признательным, благодарить за каждую из них. Но в плане духовном, никогда не надо быть удовлетворенным, надо быть честолюбивым, ненасытным, тянуться к самому возвышенному идеалу, самому недоступному: совершенству. Что касается небесных благ, нужно просить их все. Да, просите все сто процентов....чтобы получить хотя бы один! Просите света, чтобы все становилось светом в ваших мыслях, вашем физическом теле. Свет... это слово резюмирует, концентрирует все самое чистое, самое мощное, самое высокое: самого Бога.
В духовной жизни тишина никогда не является самоцелью, ее функцией является только создание условий, благоприятных для работы мысли. Сама по себе тишина приносит немного; она, конечно, успокаивает, дает отдых, но это все. Истинная роль тишины состоит в том, чтобы дать толчок мысли и воображению. Поэтому каждый раз, когда вам представляется возможность насладиться подлинными мгновениями тишины, у себя дома или на природе, постарайтесь мысленно создать что-то чистое, теплое, светоносное, чтобы атмосфера вокруг вас вибрировала и чтобы все те, кто придут после этого к вам или пройдут по тем местам, получили импульс к добру. К чему находиться там в неподвижности? Вы не должны уподобляться камню! Даже в неподвижности и тишине надо уметь жить и творить.
Дата: Воскресенье, 08.01.2012, 20:14 | Сообщение # 11
Группа: Модераторы
Сообщений: 24624
Статус: Offline
Мысли на каждый день
9 января
В духовной жизни тишина никогда не является самоцелью, ее функцией является только создание условий, благоприятных для работы мысли. Сама по себе тишина приносит немного; она, конечно, успокаивает, дает отдых, но это все. Истинная роль тишины состоит в том, чтобы дать толчок мысли и воображению. Поэтому каждый раз, когда вам представляется возможность насладиться подлинными мгновениями тишины, у себя дома или на природе, постарайтесь мысленно создать что-то чистое, теплое, светоносное, чтобы атмосфера вокруг вас вибрировала и чтобы все те, кто придут после этого к вам или пройдут по тем местам, получили импульс к добру. К чему находиться там в неподвижности? Вы не должны уподобляться камню! Даже в неподвижности и тишине надо уметь жить и творить. Человек ест, все создания едят, но почему? Вы скажете, что для того, чтобы получить силы. Да, но нет ли другой причины? Все, что мы делаем, имеет не только одну причину, одну цель, и если мы едим, то это не только для того, чтобы поддерживать в вас жизнь и здоровье. Посмотрите, что делают черви? Они глотают землю и потом ее выбрасывают. Пропуская таким образом землю через чсебя, черви обрабатываают ее, чтобы наполнить воздухом, сделать ее более богатой, более плодородной. Так вот, человек делает то же самое с пищей. По своим психическим, духовным способностям человек находится на гораздо более высокой ступени эволюции, чем материя, которую он поглощает; поэтому пропуская ее через себя, он обогащает и утончает материю. Вот вопрос, над которым стоит задуматься.
Мы должны достигнуть такой степени сознания, когда мы почувствуем, что являемся частью Господа, что мы не существуем вне Его, так как реальность такова, что никто не может существовать вне Господа. Ведь это Он нас создал, это Он нас питает, это он поддерживает в нас жизнь. Что же тогда нам остается в качестве независимости? Не существует ни одного независимого создания. Тот, кто порывает связь с Господом, чтобы быть независимым, на самом деле отрезает себя от источника жизни, он не более, чем прах. Поэтому вы должны сказать себе: «Я не существую, существует только Он, Господь, который через меня соглашается чувствовать себя, как я, маленьким, слабым, хилым. Но я не существую как отдельная индивидуальность.» и если вы медитируете таким образом многие годы, чтобы почувствовать, что вы есть только частица Господа, то постепенно вы станете с ним одно целое, как Иисус, который мог сказать: «мой Отец и я, мы одно».
Нужно неустанно повторять людям, насколько важно создавать очаги света и мира, чтобы нейтрализовать темные и хаотичные потоки, циркулирующие в пространстве. Настало время научиться работать с космическими силами. Вы знаетет, как в физике расчитывают равнодействующую двух сил; так вот, этот закон действует не только в физическом плане, он действует точно также и в плане психическом. Как можно хотеть, чтобы восторжествовали добро и мир, если, с одной стороны, существует несколько тысяч людей, которые действительно работают для блага человечества, тогда как миллиарды других заняты только тем, что устраивают свои собственные дела, проявляя свой эгоизм, зависть, мстительность? В этом случае точно так же события будут представлять собой равнодействующую имеющихся сил. Вы скажете: «Но есть тысячи людей, которые хотят торжества добра!». Да, но так слабо, так вяло! Чего они хотят, так это оказаться в изобилии, не сделав ничего для этого изобилия. Большинство людей хочет мира... Когда же они поймут, что своим эгоизмом они могут лишь спровоцировать войну?
Если вы хотите стать хорошим алхимиком, то вам нет нужды погружаться в старые колдовские книги, и, тем более, оборудовать лабораторию. В своей повседневной жизни вам дается возможность выполнять работу алхимика, стараясь преобразовать все негативное, а лаборатория находится в вас самих. Вместо того, чтобы жаловаться, что кто-то плохо на вас посмотрел, а кто-то с вами не поздоровался, а кто-то сказал вам обидные слова, старайтесь преобразовать все это! Скажите себе, что это похоже на камни, которые в вас бросают, и что они подобны веществу, которое может быть превращено в драгоценные камни. Все те сокровища, которые они нам оставили, это брошенные в нас камни, над которыми они работали. Это и есть настоящая алхимия. Если земля способна превращать сырье в драгоценные камни, почему мы этого не можем? Человек владеет всеми возможностями; в нем есть даже философский камень, который преобразует свинец в золото, но ему нужно научиться работать в своей внутренней лаборатории.
Гордость считается недостатком, а смирение – добродетелью, но духовный человек должен точно найти равновесие между гордостью и преувеличенным смирением. Нет ничего хорошего в том, чтобы под предлогом смирения он совершенно стушевался, так как, в конце концов, он станет бесцветным, слабохарактерным и глупым. Но быть слишком уверенным в своем превосходстве, под тем предлогом, что он следует духовному учению, тоже не заслуживает похвалы, так как он станет не только смешным, но также фанатачным и злым. Сохранять чувство меры – это одна из труднейших вещей в мире. Очень немногие ученики, даже в Посвященческих школах прошлого, сумели избежать опасности впасть в гордыню или чрезмерное смирение, которое часто есть не что иное, как скрытая гордыня! Итак, берегитесь впасть в те же заблуждения. Надо уметь быть одетым, как король, оставаясь смиренным, как слуга.