Дата: Вторник, 12.06.2018, 05:47 | Сообщение # 1857
Группа: Модераторы
Сообщений: 24624
Статус: Offline
Механизм штампов
Предлагаемая вашему вниманию статья Сатьянанды была написана как лекция для выступления перед учителями общеобразовательных школ. Но на наш взгляд, то, о чем говорится в этой лекции, может быть полезно не только педагогам. Поэтому с согласия автора мы публикуем лекцию «Механизм штампов».
Приходя на Землю, ребенок еще долгое время сохраняет объемное восприятие мира. Все, что для взрослого является плотным и материальным, для него прозрачно. Он не чувствует форм предметов, их плотности, температуры, цвета, запаха, вкуса. Он не знает ничего, поэтому для него все существует одновременно.
Постепенно он начинает понимать значение человеческой речи, увязывая ее с предметами и явлениями, его окружающими. Взрослые постепенно передают ребенку свое восприятие, свое знание о мире через формулы языка «это мы», «это свет, это горячо, больно, плакать — плохо, улыбаться — хорошо, кушать — хорошо, не есть — плохо» и т.д.
Когда ребенок смотрит на мяч, до того как ему сказали, что это мяч и что он прыгает, катается, он видит некий предмет, он начинает изучать его свойства, возможно, мысленно с ним разговаривать, петь ему песни, видеть в нем живое существо. Он улыбается или не улыбается не от того, что подошла бабушка или чужая тетя, а от того, насколько приятные для него излучения выходят из этого человека. А бабушка тщательно пытается выдавить из него улыбку, предназначающуюся для человека под названием «бабушка». А «чужим» улыбаться, брать конфету, садиться в машину — ни-ни.
Маленький ребенок не имеет так называемой сетки для восприятия мира. Эта сетка строится:
1) из штампов и определений окружающих его взрослых, которым он доверяет (как правило, это члены его семьи);
2) собственного опыта экспериментов, если взрослые оставляют ему на это возможность. Эта сетка может иметь крупные свободные ячейки восприятия. Тогда человек более легко дополняет и изменяет уже имеющиеся знания, чем тот, у кого ячейки мелкие, да еще и жесткие.
Такими они становятся в результате длительного нахождения ребенка под влиянием очень конкретных, принципиальных, не допускающих изменений мнений взрослых людей. А поскольку волевая энергия взрослого зачастую сильнее и развитее, нежели ребенка, то мнение, сказанное с волей типа: «Я сказала, что это так, значит, это так» не позволяет ребенку сформировать свое видение, — он не успевает, у него не хватает сил. Плюс еще факт, что если ребенок доверяет в чем-то одном (добились вы его доверия), то он начинает принимать вас вместе со всеми вашими мнениями тотально.
Сейчас, правда, появляется все больше и больше детей, более сильных по воле, чем взрослые, и тут взрослым придется туго. Они ставят штамп — упрямец, и в мудром варианте вставляют ему свое восприятие в обход воле, как говорят — исподволь, а в обычном варианте, не очень грамотном, начинают с ним долбиться, пытаясь победить, не зная, что это невозможно без полного разрушения личности.
А ребенок или ускользает и прячется внутрь себя от такого разрушения, либо в какой-то момент сдается и тогда мы имеем то, что имеем.
Нельзя однозначно обвинить взрослых, что они вот так поступают с детьми. Дело в том, что в истории развития Земли и человечества был тяжелый период, в результате которого вся цивилизация могла погибнуть.
В этот период человечество для своего выживания научилось жить системой плоских штампов — так легче. Если вы вдруг заглянете вглубь некоторых людей, за внешний занавес их действий — вы ужаснетесь от того, что там на самом деле делается, какие внутри порывы и помыслы руководят человеком. Чтобы не делать себе лишних стрессов, человек вместо реального объекта или явления ставит в сознании, запоминает, воображает, фотографирует, если хотите, картинку этого, которая удовлетворяет его, успокаивает, определяет его действия по отношению к данному объекту и больше он уже ничего увидеть не может.
Например, появляется у человека друг в детстве, ему сказали «друг — это ценность», и все, человека за этим образом друга уже не видно. Тот, может, уже 300 раз не соответствует качествам друга, а он все равно «друг». Пока он совсем что-то крупное не сделает такое, что выбьет человека из его штампа и иллюзорности, типа предательства или крупной подставки.
Дело в том, что окружающий нас мир людей и природы настолько многолик и многообразен, настолько в каждое мгновенье нов, неповторим, и это есть закон развития всего, что если человек отказывается успевать за этими мгновениями перемен, соглашается жить устоявшимися штампами, он отказывается от самого развития, он застаивается, он превращается в болото, теряет динамизм, ценные цели, ему незачем жить на Земле.
Возможно, поэтому цивилизация могла погибнуть, люди упорно закрывали глаза на закон развития, они не хотели слушать о душе и духовных ценностях, — все свелось к материальным задачам и материальным ценностям. Почему «скрипач не нужен» в «Кин-дза-дзе». Ведь именно этот фильм отражает то, куда мы можем прикатиться без духовных ценностей, без культуры. Да, летать между планетами, читать мысли — но это все, это скудно, бедно, неинтересно.
Так вот, в этот период, человек, закрываясь от реальности, выживает с помощью плоского лозунгового восприятия мира — «это хорошо — это плохо», «все как у людей» и т.п. Поэтому, когда у него рождается ребенок или приходит к нему на воспитание, он, естественно, из лучших побуждений, хочет сделать его выживаемым, адекватным окружающей среде, он создает ему аналогичное своему видение мира.
Но теперь настают другие времена, цивилизация не погибла, она входит в этап своего обновления, перемен, и это требует изменений во всем, хотим мы того или нет. Как на Землю, хотели мы или нет, пришел рабовладельческий строй, феодальный, капиталистический, фашистский.
Да, мы говорим: «Сложились предпосылки». Но это от нас конкретно, от наших выборов не очень зависит. К сожалению или к счастью, перемены на Земле соответствуют переменам в Космосе и поэтому мы можем только или жить попутным ветром, или сопротивляться ему.
Поэтому сейчас жить старыми штампами, мерками — это тормоз в развитии не только личном, но и всего человечества. Вы наблюдаете эту ломку и в экономике, и в политике, быту.
Сейчас навязывание детям старых сеток, штампов, видения, не давание им навыка свободы ощущений, познания и выбора есть не помощь им в выживании, а даже наоборот.
Система жизни и ценностей все равно изменится, это от нас мало зависит, и человек со старой шкалой окажется не адекватен. Это, действительно, трудное для Земли время, — необходимо все время быть на гребне волны изменений, следить за событиями и меняться в ногу с ними, иначе не выживешь, задавят.
Что это значит? Это значит, что, сделав дело, вы не можете сесть и расслабиться, застояться — малейший застой — и вы уже отстали, вы все время напряженно следите и участвуете, анализируете, но нигде не можете поставить точку — ведь идет процесс. Нет смысла фотографировать промежуточные картинки явлений, держаться за них, возводя в ранг кумира.
Процесс отказа от штампов неизбежен. Неизбежен отказ от массового, не индивидуального подхода. Ведь не бывает двух одинаковых людей, как не бывает двух одинаковых восходов и закатов. Вроде все то же самое — солнце восходит над горизонтом или заходит за него, а что-то каждый раз не так как вчера. Так и человек: вроде, руки — ноги — голова, а каждый — индивидуальность, вроде из одного теста сделаны, а все равно личности.
Учителя духовного эзотерического развития на Востоке говорят, что каждый человек — это развивающееся существо, пришедшее за этим на Землю.
Например, если вдруг у ребенка появилось какое-то негативное качество, слабость, желание украсть и т.п., то необходимо понимать, что у развивающегося существа все явления приходящи, изменяемы, и необходимо, чтобы это чувствовалось в вашем отношении к данным проявлениям. Вы ребенку показываете свое негативное отношение к его действиям, но при этом вы чувствуете, вы внутри на 100% уверены, что это все пройдет, он справится с этой задачей. Ведь ВСЕ ЗАДАЧИ ЧЕЛОВЕКУ НА ЗЕМЛЕ СТАВЯТСЯ ЕМУ ПО СИЛАМ.
Или он перерастет, это временные трудности. Таким своим видением, своей непоколебимой волевой уверенностью вы вливаете в него неимоверною силу, помощь на решение ситуации — вы ему действительно помогаете. Если вы еще предложите ему некоторые психические техники в соответствии с его возрастом, то цены вам как воспитателю, учителю не будет. Техники самые простые типа:
прежде чем раздраженно заорать — сделать глубокий вдох и задержку дыхания,
прежде чем залезть в чужой карман — представить ярко, что у тебя все украли и т.п.
И предложите это мягко, в виде помощи, а не жестко в виде приказа. Как помощь для того, чтобы справиться с временным недугом.
Когда же учитель на ученика ставит штамп или создает законченное мнение типа слабый ученик, дебил, идиот, заторможенный, так он как бы фиксирует ребенка на этой ступеньке его развития. И сколько вы и родитель не бейтесь потом, чтобы он изменился, ничего не получится, пока вы, взрослые, не поменяете свое мнение, свое видение, не увидите вдруг в нем какой-то просвет, какую-то способность — это и будет та соломинка, с помощью которой ребенок сможет перемениться.
Поэтому сделайте эксперимент, попробуйте сначала не со всеми учениками, а возьмите несколько слабых, и сознательно, логикой или интуицией найдите у них какие-нибудь или хоть одно сильно качество, даже не в науках, а чисто человеческое, например, доброту, мягкость, и зафиксируйте на нем все свое внимание, относитесь к ребенку, к этому качеству тотально, как будто больше в нем ничего нет, забудьте о том, что он не соображает в учебе, лентяй и прогульщик. Через некоторое время ребенок начнет расцветать, распускаться, и на силе этого цветения сможет измениться.
Если бы люди фиксировали свое внимание на положительных качествах друг друга, то жить всем было бы гораздо легче.
Тоже самое, но наоборот, происходит и со штампами хороший, сильный, способный ученик. Да, есть дети, которые сами собой и без ваших штампов легко отзанимаются всю школу, по целому ряду мало, кстати, зависящих от вас обстоятельств они имеют достаточно собственных способностей, чтобы хорошо учиться. Но есть дети, у которых наступает момент, когда они уже не тянут на штамп сильного ученика, им бы чуть расслабиться и учиться нормально, на том уровне, на котором им сейчас нужно. Но штамп заставляет их из кожи вон лезть, бороться за подтверждение этого мнения о себе. Они теряют силу, радость, становятся злобными внутри, изворотливыми и даже подлыми.
Доходит это до нервных стрессов и все из-за мнения учителей и одноклассников. Так не лучше ли, чтобы человек в каждое мгновение был самим собой, а не играл роли, навязываемые ему кем-то, еще и более сильным?
В мире взрослых происходит тоже самое. Как на Иванушку поставили штамп дурачка, то хоть и был он в три раза умнее и ловчее братьев, да никто этого не видел. Только чудо всех вывело из неведения.
Как ставит теща или свекровь на вас штамп, что некудышняя пара ненаглядной дитятке, так и барахтаетесь вы всю жизнь, как Дон Кихот против мельницы, против этого штампа, или наоборот, штамп верной жены или мужа и — хочется гульнуть, а не могу. И начинаются нервные стрессы.
Поэтому не ждите чуда, которое вас прозреет извне, перестаньте жить штампами — и увидите мир ярким и красочным, изменяющимся. Вы сами будете чудом для себя и окружающих.
Глубокая статья писателя-эзотерика Дениса Захарова о том, какой урок преподносят нам дети и какие выводы мы из этого извлекаем
Душа сама выбирает, через какую семью ей прийти в этот мир. И этот выбор всегда осознан, поскольку в его основе лежит определенное задание. Для начала, «объяснить» что-то родителям. Вопреки расхожему мнению не родители учат детей, а как раз наоборот. Ребенок – это карма родителей. И если вдруг младенец выбирает сложную программу (например, рождается с врожденными заболеваниями или пороками), то это не столько наказание, сколько один из способов вразумления тех, через кого он пришел. У Жизни не осталось других способов растормошить взрослых и заставить их думать, как посредством любимого чада, который всегда на глазах, который любим и ценен.
Примерно до 16 лет именно через болезни, поступки и проказы наших детей с нами говорит сама Жизнь. Мальчики вразумляют мам, девочки – пап. И это не шутка. В качестве одного показательного примера вспомнилась история молодой пары, у которой родился слепой ребенок. Ахали, охали. Какие чудесные родители, красавцы, и вдруг такое несчастье! Мол, несправедлив Бог, – сначала шептались бабушки и дедушки. Сочувствовали знакомые, плакал интернет. Ведь селфи у них такие мимишные, а значит и сами они хорошие, добрые люди – думали все.
Но когда одна из бабушек вызвалась помочь ухаживать за малюткой и переехала в квартиру молодых, она глазам своим не поверила. Куда девалась показная романтика и глянцевый лоск идеальной пары? Любая мелочь приводила к скандалам. Они ругались, как кошка с собакой, примиряясь только ночью, в постели. Видеть это было больно. И, как оказалось, не только матери одного из супругов, но и новорожденному, поскольку смотреть на родительские склоки ему с самого начала не хотелось. Вот он и выбрал карму слепого в надежде, что родители догадаются, из-за чего это случилось именно с ними. Но те были глухи.
Связывать ментальную причину с физическим проявлением чего-бы то ни было нас не учили. Мы слишком материалисты, и слишком скептики, не забывающие при этом смотреть «Битву экстрасенсов». Мы живем в шаблоне «работа-дом-работа», не успевая выныривать из этого вечного сна бытия. Нам только кажется, что он длится вечно. Оглянулись. Уже пенсия. Что воскресается в памяти? Мгновения редкого счастья: отдых на море, свадьба, успехи детей. А где же ваши собственные успехи? Квартира, дача и два автомобиля – не в счет, поскольку это успехи в глазах окружающих, а с точки зрения Вечности, что ты сделал особенного? Чем запомнился?
Родил детей? Да, ты пыжился изо всех сил, занимался нелюбимым делом, лишь бы заработать, чтобы им было хорошо. Они не видели тебя, пока росли, потому что ты пропадал до ночи на нелюбимой работе, заработав импотенцию.
Мамы тоже хороши! Затаскают ребенка по врачам, что хочешь-не хочешь, а болеть будешь. Ведь медицина – наше всё. XXI век, новые технологии, а здоровых детей не прибавляется.
Разруха в головах. Звонит мне как-то мать-одиночка. Тяжело ей. Денег не хватает, а десятилетний ребенок постоянно болеет. И помочь ей, бедной, некому. Что делать? Повторяю как мантру «дети – это карма родителей». Думай! Да разве ей до этого? Она думает, как бы прокрутиться, чтобы сделать «копеечку» для нового медосмотра.
Я позвонил ей сам. – Маешься? – Маюсь! Как рыба об лед. – Чего надумала? – Ты мне все про какую-то карму талдычишь, а я живу здесь и сейчас. Мне работать надо, а не думать. – А тебе не кажется, что своими болезнями твое дитя пытается тебе «сказать», что ему не хватает твоей материнской любви? Отца у него нет. Он постоянно один. Ты ведь на работе пропадаешь, на хлеб с маслом зарабатываешь. – Что же мне делать? – Сменить работу, либо сидеть там только первую половину дня. – А деньги платить ты будешь? – Давай так, – решил я, – ты перейдешь на пол ставки и будешь больше времени уделять своему чаду. Если через две недели он не поправится, я доплачу твой месячный оклад.
Еще неделя ушла у нее на раздумья. Мы ведь все хотим получить от Жизни гарантии, что все будет хорошо и отлично. Но Земля – место возможностей, а не страховая компания. Доверять Провидению – одна из наших задач, которой стоит учиться с самого детства.
Мать-одиночка согласилась на моё предложение. Из главных бухгалтеров она с ужасом для себя перешла в рядовые и мысленно готовилась к худшему. Мало того, что на работе никто не понял её поступка, так ещё и окружение стало давить авторитетом. Мол, что за бред? Чем ты будешь платить докторам?
Платить не пришлось. Ни докторам, ни мне. Я объяснил своей знакомой, что мать-одиночка – не приговор, а «судьба», которую выбрал её сын ещё до того, как родился. Это больше нужно ему, а не ей. А значит, необходимо принять ситуацию такой, какая она есть и перестать испытывать страх: что кончатся деньги, не хватит на врачей, лекарства. Забудь! Просто доверься Судьбе и пойми, что хочет сказать тебе твой сын.
Мальчик перестал болеть. Уже через неделю всё, что так пугало мамашу, перестало носить хронический характер. А еще через две ребенок попросился в школу.
– Тебя выручить деньгами? – спросил я.
Мать-одиночка восприняла мою фразу как оскорбление.
– Ты дал мне больше, – заставил проснуться и взглянуть на ситуацию иначе. Это я должна тебе. – Ничего ты не должна. Живи и радуйся. Осознание ситуации – вот что творит чудеса. Как только у человека меняется восприятие, меняется и мир вокруг него.
На том и порешили. Никто никому ничего не должен.
Зато окружение моей знакомой замучило ее расспросами: как ты вылечила ребенка? К какому доктору водила? Что он прописал? Но вместо ответа слышат загадочную фразу: «дети – это карма родителей». Пожав плечами, они удивленно бегут дальше по своим делам, не думая и не размышляя. Просто проживая свои жизни.
Дата: Пятница, 06.07.2018, 10:02 | Сообщение # 1860
Группа: Модераторы
Сообщений: 24624
Статус: Offline
Девочка Аня Карлова в 4 года пишет стихи...
Уменя есть знакомый, мой бывший одноклассник. У него есть маленькая дочка, ей 4 года и у нее очень сложный диагноз. Она почти не ходит и не разговаривает, зато целыми днями сидит в Интернете и смотрит всякие образовательные программы типа Discovery Channel и пр.
Не так давно она стала писать стихи. По–русски и по–английски (да, у нее уже свободный английский уже и она читает со скоростью 10–20 страниц в минуту) Когда я почитал ее стихи я поразился — там чистый Дзен и Просветление, такое написать под силу далеко не каждому взрослому поэту. Недавно вышла ее первая книга.
Вот что она пишет о себе в своем ЖЖ:
Я странный ребенок. Люблю кукол и Пинк Флойд. Пишу о вечном и не могу заснуть без мишки Саши. Я его назвала в честь своего друга Саши. Он тоже особый, но шумный и уже ползает. А я еще нет. Меня это не слишком волнует. Это слишком волнует маму. Я то знаю, как будет. А она нет. Она мое все. Она меня ведет в мир людей. Не знаю, зачем ей это надо. Мне и в своем неплохо. Но мы сговорились на том, что быть независимым это классно. Удобно. Вот и идем.
Так откуда я? не знаю. Знаю, что летать легче чем ходить и что любить надо сейчас. Завтра не будет. Это строчки из моего первого стиха. Все охали и ахали и искали, откуда я могла это взять. Ну как им понять что я не взяла а просто знаю. Они — то не знают. Им страшно летать. А мне страшно ходить. Как быть? вот и я не знаю. Они меня учат ходить, а попробовали бы сами полетать. Но с волками жить… Коль пришла сюда придется ходить.
Сколько раз я жила? Сколько весен ждала? Сколько сыпалось снега в те зимы? Нарисуйте мне карту, Где я не была. Покажите те земли, где я не жила. поднесите мне воду, что я не пила. Не найдете таких и в помине. Все я видела в этом миру. Все любила и все горевала. Не гуляла я в райском бору. Все что дорого людям давала. Не нашла я любови нигде. Не увидела пламени чувства. Снова здесь я в беде. Я в прозрачной воде Выпью жизни счастливой искусство.
* * *
Покажите мне руки мастера, что летают над миром. Проиграйте мне звуки, что петь вас заставят И душу до края мечтами заполнят. Научите писать те стихи, что никто до меня не писал. Дайте краски и кисть, Я вам нарисую любовь, и никто не увидит ее. Только тот, кто когда–то любил или слышал, Тот, кто живет, чтобы петь о любви, тот сумеет Сам распознать на картине ее. В линиях, пятнах и красочном хаосе цвета. Там на картине кипит торжество Ярких эмоций и радости тема, Грусти безбрежной, тоски беспредельной лавина. Там в мелодический ряд заплелись мысли о счастье и краткости мира. И водопадом, лавиной кипящей Звуки снесут вас с привычной, Однообразной пустыни «сегодня». И попадете вы в мир беспредельный. Там только звуки, и краски, и чувства Ждут ваших слов, чтоб стихами родиться. Кто же тот мастер, который руками, Кистью и словом рождает дыханье Жизни и чувства средь будней унылых? Кто не теплом и не хлебом согреет Тех, не познавших любви красоту? Знай же, что ты сам великий художник. Скульптор судьбы и любви композитор. Внутрь себя посмотри и увидишь – Нет никого, кто зажжет эту искру, Кроме бессмертной души.
* * *
Мальчик, случайно попавший на землю, Не понимавший обычаев наших. Розы капризной слепой обожатель, Старого лиса невольный хозяин. Маленький принц, что ты знаешь о людях? Ложь и коварство встречал ли доныне? Где одиночество больше — в пустыне Или среди человечески лиц? Надо ли бросить родную планету, Чтобы узнать, что такое страданье? Дружбы случайной рожденье и гибель, Встречи, любови и расставанья. Ты улетай поскорее отсюда. Эта пустыня не даст тебе счастья. Роза и баобаб на планете, Что ты покинул, Они лишь скучают и вспоминают О маленьком принце. Их ты любил и для них лишь ты важен. Здесь, на планете людей ты забудешь, Как много значим мы для своих близких. Как мы любить и заботиться можем. Здесь ты не принцем, а мальчиком станешь, Также как все к чудесам равнодушным. Лучше останься ты маленьким принцем. На одинокой прекрасной планете. Звезды напомнят нам всем о тебе На летнем далеком безоблачном небе
* * *
Высоцкому.
Володя Володя, напой, если сможешь Ты песню о счастье и жизни моей. Володя Володя, ты словом тревожишь И рифмами будишь, из плена предложишь Сбежать хоть на время из мира людей. Ты как там, поэт мой свободный и резкий? Не скучно ль тебе там, в зиянии тьмы? Не стал экономить ты жизни обрезки. Во тьму ты ушел, не дождавшись зимы. Не спрашивай, что здесь настало. Поверь мне Такие же люди и улицы тут. Буксуют в быту, копошатся в проблемах, Меж делом жуют об устройстве вселенных. Не слышат друг друга и помощи ждут. Володя Володя, ты рвал себе крылья. Ты каплю за каплею жизнь пропевал. Так петь, чтобы резать по чувствам металлом, Чтоб рана внутри, и не выдернуть жала, Чтоб страсть как напалм выжгла все до начала. Прожил, как пропел и струну оборвал.
* * *
Не прощайся со мной навсегда. Я не знаю, что скрыто за Йорком. Помаши лишь рукой, как года Машут нам чередой Полнолуний и зим, Воскресений и весен упреком. Не понять нам друг друга в разлуке. Не прочувствовать радость любви. Как пожать дорогие мне руки, Если ты далеко, Далеко от меня. И не знаем, когда немоты западня Нас укроет от мира, где звуки Тонут в хаосе, тихо звеня, О любви настоящей и скуке, Что приходит за ней …
Не прощайся со мной навсегда. Просто дай мне уйти, оглянувшись. Не смотри мне вслед так, Не вини никого. Просто дай мне уйти, избежать одного – Повстречаться со скукой, проснувшись.