Дата: Понедельник, 15.10.2012, 18:15 | Сообщение # 49
Группа: Модераторы
Сообщений: 24624
Статус: Offline
Изучение тела Ламы — захватывающая задача
Татьяна Батенева
Лама Даша-Доржо Итигелов в вечной жизниНа прошлой неделе прошла пресс-конференция ученых, принимающих участие в исследовании феномена ламы Даша-Доржо Итигелова, чье тело, извлеченное два года назад из захоронения, до сих пор остается нетленным. В экспедиции в Бурятию участвовал и заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы доктор медицинских наук профессор Виктор Звягин. О том, почему этот феномен интересен современной науке, он рассказал обозревателю «Известий» Татьяне Батеневой.
Известия: Виктор Николаевич, что собственно означает слово, применяемое не только верующими, но и вами, учеными, для описания состояния тела ламы — «нетленный»? Вы его видели?
Виктор Звягин: Конечно, мы внимательно осмотрели тело ламы, составили, как положено, протокол, подписали его. Тело находится в таком состоянии, словно он умер совсем недавно. Подвижность суставов, тургор кожи (то есть ее упругость. — «Известия») — все соответствует параметрам человека, умершего, может быть, день-два назад.
Известия: Может ли это быть фальсификацией? Звягин: Абсолютно исключено, не только потому что верующие сочли бы это святотатством, но и потому что мы имели возможность сравнить свои наблюдения с материалами двухлетней давности, когда была произведена эксгумация.
Известия: Ее проводили тоже вы?
Звягин: Нет, тогда осматривали тело и составили все официальные документы начальник бюро судебно-медицинской экспертизы Улан-Удэ Константин Югов и эксперт Дмитрий Горин. С тех пор в теле произошли некоторые изменения, но совсем незначительные.
Известия: Строго говоря, мумии тоже нетленны, находясь в одном и том же состоянии века.
Звягин: Никакие известные науке искусственные способы поддержания такого состояния тела вроде мумифицирования, бальзамирования и т.п. в этом случае не применялись. Нет следов вскрытия, извлечения головного мозга и внутренних органов, никаких уколов, разрезов и тому подобных воздействий мы не обнаружили.
Известия: Но ведь известны и случаи естественного сохранения тел в особых природных условиях…
Звягин: Да, это случаи торфяного дубления, когда тело сохраняется в болоте, мумифицирования на сквозняке, жировоскового сохранения в воде, замерзания в условиях высокогорья и Крайнего Севера. Но, во-первых, в данном случае таких условий не было, а во-вторых, состояние подобных тел существенно отличается.
Известия: Вы получили образцы тканей. Что хотите узнать, изучая их?
Звягин: Мы имеем возможность изучить их лабораторными методами, не разрушающими тело. По разрешению высших буддистских властей Бурятии нам предоставили примерно 2 мг образцов — это волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики — для сравнения мы брали аналогичные образцы у наших сотрудников. Планируем провести рентгено-флуоресцентный анализ, чтобы установить, какие химические элементы присутствуют в теле и как они изменились. Есть предположение, что произошла некая деструкция фосфатных групп — это может быть результатом воздействия соли, которой тело было засыпано в саркофаге.
Известия: Значит, все же некий способ консервации тела был применен? Ведь известно, что соль обладает свойствами консерванта.
Звягин: Да, но, насколько мне известно, тело было засыпано солью лишь в 1973 году. До этого оно, обернутое шелком, покоилось в коробе из кедровых досок. Внутри находился пучок пахучих трав. К тому же сам кедр обладает бактерицидными свойствами.
Известия: Возможно, именно от трав и исходило то благоухание, которое описывали свидетели вскрытия короба?
Звягин: Дифференцировать источник запаха довольно сложно, но во всяком случае трупного запаха ни при вскрытии саркофага, ни сейчас нет. Известия: Какие методы позволили бы изучить состояние внутренних органов тела?
Звягин: Конечно, есть множество методов, которые хотелось бы применить, — нейтронно-активационный анализ, компьютерная томография и другие. Но все они могут повлиять на состояние тела и требуют его транспортировки в научные учреждения, что вряд ли возможно.
Известия: Что пытается узнать наука, исследуя подобные феномены? Звягин: Изучение хорошо сохранившихся тел, найденных в Швейцарских Альпах или Силькеборге (Дания), позволило многое узнать о жизни и смерти предков современного европейца, начиная с папиллярного узора на пальцах и заканчивая рационом питания, обычаями. А вот найденное на старой Аппиевой дороге в Италии прекрасно сохранившееся тело девочки изучено не было — теперь оно уже истлело, и это безвозвратная потеря. Когда строили торговый комплекс на Манежной площади Москвы, вскрыли кладбище бывшего Моисеевского монастыря, где в гробницах лежали мумифицированные тела. Их просто перезахоронили, утратив ценнейшую научную информацию. И таких случаев немало. Сейчас, пожалуй, впервые стоит задача целостного исследования тела человека, жившего в начале ХХ века. Это само по себе захватывающая научная задача, но она имеет и прикладное значение.
Известия: К чему же можно «приложить» подобные знания?
Звягин: Не всегда просто установить дату смерти человека. Несколько лет назад в Кабардино-Балкарии были найдены мумифицированные останки людей. Эксперты-практики датировали давность смерти 10-15 годами, что требовало возбуждения уголовного дела. Мы установили, что эти люди были убиты много лет назад. Так что практический смысл у подобных исследований тоже большой.
Дата: Понедельник, 15.10.2012, 20:06 | Сообщение # 50
Группа: Модераторы
Сообщений: 24624
Статус: Offline
Удар божий.
Спецкор “МК” побывала в гостях у легендарной целительницы, которую зовут женщиной-рентгеном.
Про нее слагали легенды. Ей посвящали стихи и романы. Про ее талант написаны десятки книг.
С тех пор минуло немало лет.
Сегодня Юлия Воробьева не общается с прессой, тихо живет в пригороде Донецка на скромную пенсию инвалида.
Впервые за последние годы женщина согласилась рассказать о себе “МК” всю правду.
3 марта 1978 года на донецкой шахте имени Петровского крановщица Юлия Воробьева приняла смену, села в кабину, нажала на кнопки. И вдруг… треск, вспышка, глухой удар — разряд тока 380 вольт, оценят потом эксперты.
Воробьева скончалась на месте.
Ее тело доставили в морг.
Спустя два дня после трагедии в больничный морг пришли студенты-практиканты во главе с куратором курса. “Отрежьте мизинец ноги”, — указал на труп крановщицы руководитель курса одному из парней. Через мгновение из отрезанного мизинца хлынула кровь…
В тот же день весь Донецк обсуждал свежую сенсацию: умершая от удара током женщина ожила.
Почти год Воробьева провела в больницах. А когда первый раз вышла на улицу, чуть не сошла с ума. Она увидела органы прохожих как будто на рентгеновском аппарате.
С тех пор для Юлии Федоровны началась новая жизнь.
Ее обследовали ученые всего мира, она “сканировала” Юрия Андропова, Бориса Ельцина, Михаила Горбачева и Виктора Черномырдина, весь состав советского Политбюро и первый отряд космонавтов. Ставила диагнозы звездам советской эстрады, артистам кино и театра.
Женщина ни разу не ошиблась в своих прогнозах.
“Врачи бессильны в моем случае. Меня не берет наркоз”
— Я устала от общения с людьми, не хочу больше. Да и не могу. Сколько энергии за все эти годы отдала людям. Не зря говорят: сгораешь сам, светя другим. Я ведь давно не занимаюсь лечением, ограничиваюсь диагностикой. Раньше после каждой публикации в моем подъезде выстраивалась живая очередь. Приезжали со всего мира! Милиция охраняла подъезд. А ведь наведывались ко мне не с ангиной, а с гораздо более серьезными заболеваниями. Ученые, которые меня обследовали, утверждали, что во время “просмотра” человека у меня затормаживалась работа всех органов, функционировали только мозг и сердце. Как “посмотрю” больного, мне сразу плохо становится. В научном институте выявили, что после сканирования мной пациента у него потом на протяжении 8 часов все участки обильно снабжались кровью. А ведь известно, что большинство наших болезней — из-за нарушения кровообращения. Что говорить, молодая была, мне все казалось любопытно, о своем здоровье не думала… По мнению ученых, у меня электромагнитное излучение миллиметрового диапазона. Я вижу то, что не покажет ультразвуковое исследование.
— Когда первый раз поняли, что с вами что-то не так?
— После того как очнулась в морге, меня перевели в клинику травматологии. Рядом со мной в палате лежала женщина. Однажды ее навестили родственники. После их ухода у меня вырвалось: “У вас скоро будут похороны”. И сама испугалась за сказанное. Как я могла такое ляпнуть? На следующий день скончался отец этой женщины. Это был первый звоночек… А когда вышла на улицу, глянула по сторонам — и мне стало плохо: я увидела органы прохожих.
— Выходит, помимо того что вы просвечиваете внутренние органы человека, вы можете предугадать какие-то события?
— Я этим специально не занималась. Например, первое время я с мужем и тремя детьми ютилась в малогабаритной “двушке”. В 1984 году мне велели посмотреть нашего земляка, космонавта Берегового, на дому. Перед его визитом меня посетил глава администрации Донецка и ужаснулся, в каких условиях я живу. Через пару дней нам выдали новую 3-комнатную квартиру. А накануне новоселья мне приснился наш переезд — я видела ту же квартиру, дом, район. Вот как это объяснить? Да таких случаев миллион. Прихожу недавно к дочке в гости. Вся семья ползает по ковру, ищет потерянную иголку. Я только глянула на пол и сразу нашла. Будто кто подсказывает мне. Я ведь даже мысли могу читать. Недавно в магазине обратилась к мужчине: “Про какие 600 долларов вы думаете?”. Того аж передернуло: “Мне недоплатили за ранения”. А недавно мне звонили с программы “Малахов плюс”. От участия в передаче я отказалась, но по телефону сообщила ведущему о его проблемах с желудком и добавила, какая рубашка на нем в данную минуту.
— Более серьезные эксперименты в этой области вы проводили?
— Дело было во Франции. Надо мной ставили опыты серьезные ученые из разных стран. Передо мной положили 4 фотографии. Я должна была проследить судьбу человека, изображенного на каждой карточке. На первой я увидела мужчину с сигарой. “Три месяца назад этот человек умер от СПИДа”, — сказала я. Члены комиссии закивали головой. На второй карточке была изображена девочка. “Она будет рисовать”, — щелкнуло в моей голове. Та девочка выросла и стала художником-мультипликатором. На следующей картинке — женщина в белом халате. Я сразу увидела, что дама была не врачом, актрисой. И опять в точку. На последнем фото — лицо улыбающегося мальчика 6—7 лет. “Этот ребенок родился с аномалией развития верхних и нижних конечностей”. И тогда мне перестали задавать вопросы. Тот мальчик был инвалидом с детства, родился без рук и ног. Позже я узнала, что все эти карточки были сканированы — а копии фотографий не должны давать информации.
Японцы проводили опыты. Ставили передо мной десяток людей на костылях. Надо было определить, у кого из них наложен ложный гипс. Также я должна была отсканировать содержимое желудка людей. Причем нужно было не просто узнать, что съел тот или иной товарищ, а какого цвета была съедена слива или какой напиток был выпит.
— Могли вы подумать, что этот дар принесет вам такую славу?
— Да о чем вы говорите?! Поначалу врачи вообще утверждали, что я проживу не больше трех недель. Меня же как тряхануло! 380 вольт! Трое суток в морге. Кровь свернулась. Такие вещи бесследно не проходят. На протяжении 32 лет у меня страшно болят ноги. Я испытываю адскую боль — душа расстается с телом! У меня нарушено кровообращение. Я вынуждена носить резиновые калоши и зимой и летом — больше ничего не налезает.
— Как говорится, сапожник без сапог…
— Врачи в моем случае бессильны. Меня отправляли на обследование в Германию. Доктора развели руками: “Вы не поддаетесь ремонту. От болевого шока можете умереть на столе”. На меня ведь наркоз не действует. Вот зуб поломался, а я не могу обратиться к врачу — нет сил вытерпеть боль. Помню, однажды мной заинтересовался офтальмолог Святослав Федоров. Он исследовал мое зрение. Так его аппаратура диагностировала, что я слепая. Вернее, один глаз вообще не видит, а другой — всего на 0,003 процента.
— А вы обращались к врачам, которые обладают такими же способностями, как у вас?
— Приехал к нам в город один такой целитель. Я пошла, думала, может, с ногами поможет. Он начал смотреть меня: “У вас аппендицит”. Я удивилась, ведь аппендикс у меня вырезали в 1972 году. В общем, до моих ног мы так не дошли…
“Семь лет я обслуживала Девятое управление КГБ”
— Известно, что среди целителей много шарлатанов…
— Шарлатаны были всегда. Помните людей, которые руками делали сложнейшие операции? Так это была инсценировка, не более того. И сегодняшние битвы экстрасенсов — просто шоу. Но сейчас люди всему верят. Раньше было больше скептиков. Мне пришлось пройти через сложнейшие испытания, чтобы доказать свою значимость. В 1993 году меня отправили в Швейцарию на Всемирный конгресс парапсихологов. Там собрались мировые светила в области аномальных явлений. Зал вмещал порядка 7 тысяч зрителей. За одной известной колдуньей несли 20-метровый шлейф, на голове у нее была корона. Участники опыта должны были продиагностировать мужчину, определить, что с ним не так. Каждый из нас выходил на сцену и делал разные предположения. Никто не заметил, даже та дама с короной, что у пациента сердце расположено с правой стороны. Я сказала об этом. Объяснила, что у него сужение митрального клапана до 2 миллиметров. Заняла первое место, получила почетный диплом, и меня пригласили в Берн на прослушивание в парламент. А позже в одном из швейцарских городов мне поставили памятник — скульптуру женщины, которая “смотрит” девочку.
— Правда, что вам приходилось оживлять человека?
— В 1987 году меня попросили посмотреть 8-месячного сына высокопоставленного чиновника из ЦК Грузии. Мальчик попал в автокатастрофу, впал в кому. Я приехала в Тбилиси. Глянула на ребенка и обнаружила тромб, который не давал жить малышу. 40 минут я работала над тем пациентом. В итоге ребенок открыл залитые кровью глаза. Сейчас ему 23 года, он живет в России, много интервью давал по этому поводу. Но мы с ним больше не встречались. После того случая руководство Грузии предлагало мне остаться в Тбилиси. Выделяли квартиру в престижном районе, дачу на берегу моря. Но я не воспользовалась благами. Неудобно как-то было…
— Вы же еще работали с космонавтами?
— Главный врач Звездного городка Сергей Пономарев дал мне такую рекомендацию: “Никакое УЗИ не сравнится с Воробьевой”. На протяжении трех лет я осматривала всех космонавтов перед полетом. После чего меня сделали почетным гражданином Звездного городка.
— Вы работали на секретных объектах… Значит, давали подписку о неразглашении?
— Никаких подписок я не давала, все было на словах. Я сдержала свои обещания. 20 лет никто не знал о моей секретной работе. Но теперь время прошло… Меня ведь приглашали на правительственные дачи, семь лет я обслуживала Девятое управление КГБ.
— Ну а самого Юрия Андропова “смотрели”?
— Андропова я смотрела на его госдаче. Это было недолгое общение. Не хочу говорить об этом. Зачем? Я всегда ухожу от этой темы. Мне неприятен этот период жизни. У меня даже сердце начинает болеть, когда я вспоминаю.
— С кем-то из известных политических деятелей у вас сохранились теплые отношения?
— С такими людьми особого общения быть не могло. На аудиенцию мне отводилось 10—15 минут. Только с Виктором Черномырдиным мы нашли общий язык. Я приехала к нему на дачу в 5 часов вечера. И задержалась до 4 утра. А еще я очень благодарна министру обороны СССР Дмитрию Федоровичу Устинову. Дело было так. Меня часто просили нелегально посмотреть кого-нибудь из пациентов кремлевской клиники. Имена больных не называли. А в то время по телевизору мало кого показывали, в лицо я почти никого не знала. Мне выписывали пропуск, я проходила в больницу — а там все на одно лицо, в одинаковых халатах. И вот привели меня к Устинову. У него были серьезные проблемы с ногами и сосудами. Я посмотрела его, руками обезболила коленки. Он рассказал мне о своих детях, и тут я не выдержала. Разрыдалась. В то время моего сына отправили служить в Афганистан, и я ничего не знала о его судьбе. Устинов нахмурился и сказал: “Ваш сын будет дома 16 октября”. Это я позже узнала, что беседовала с министром обороны. Проходит полтора месяца после нашей встречи. На календаре — 16 октября. Я уж думать забыла о том разговоре. И вдруг в 5 утра звонок в дверь… Сын вернулся…
— Но ведь прежде чем обслуживать членов политбюро, надо было как-то зарекомендовать себя?
— Лучшие рекомендации мне дал Юлиан Семенов. Нашу встречу с писателем организовал начальник 9-го отдела КГБ в ялтинской гостинице “Интурист”. Помню, сели мы друг напротив друга. Он разделся до пояса. Я начала его смотреть. Рассказала о его давлении, о проблемной правой почке… Он усмехнулся: мол, тебе врачи про меня поведали. И только когда я сказала ему о шраме ниже пояса, он напрягся: “Об этом никто не знал”. Потом я смотрела его дочерей. Рассказала, что у одной были прооперированы вросшие ногти. Выявила и другие заболевания. Позже мои слова подтвердили диагносты американских клиник. После этого мы подружились с Семеновым. Он даже посвятил мне роман “Аукцион” и назначил аудиенцию с патриархом Пименом.
— Насколько я знаю, вы смотрели и генерала Романова?
— Да, меня возили в клинику Бурденко. Но с Романовым изначально была безвыходная ситуация. Я смотрела Раису Горбачеву и чету Миттеран. Общалась с Эммануилом Виторганом и Аллой Балтер, с Вилли Токаревым и Игорем Крутым, Костей Райкиным и Петросяном. Господи, про всех рассказывать — и недели не хватит.
— С такими знакомыми вы должны были стать миллионершей!
— О чем речь! Я даже билеты до Москвы покупала на собственные средства. Денег за лечение никогда не просила. Дадут — хорошо, нет — не надо. Даже сейчас, когда меня спрашивают: “В чем вы нуждаетесь?” — я отвечаю: “Да ни в чем”. А ведь мне даже дом отапливать не на что. По инвалидности я получаю 210 гривен — это 23 доллара. Плюс минимальная пенсия капает — 630 гривен — столько получают люди, которые никогда не работали. А я ведь столько лет лечила людей! В прошлом году ко мне приезжал советник Ющенко, обещал позаботиться о прибавке к моей пенсии. Обманул. Забыл про меня. Хорошо, дети помогают. Сама бы я не выжила на эти гроши. А мужа я давно схоронила.
“Всю жизнь я была гонимая”
— В 90-е годы многие целители зарабатывали сумасшедшие деньги, собирали стадионы, выступали по телевизору, заряжали воду…
— Мне тоже предлагали зарабатывать деньги таким образом. Чумак предлагал сотрудничать. Но я могу только индивидуально смотреть человека. Кашпировский в одном интервью обозвал меня “прибабахнутой током”. Я не в обиде. Скажу вам как на духу: я преклоняюсь перед его даром. Он человек будущего. Кашпировский обладает силой, которая еще не изучена, тут даже разговора нет. Он не шарлатан. Я с ним даже тягаться не могу. Вот только ему нужно держать себя под контролем. Со славой бороться надо…
— Что вы можете сказать о болгарской целительнице Ванге?
— До Ванги я так и не добралась. У меня было приглашение одновременно от нее и от Раджива Ганди. Я предпочла поездку в Индию. Что я хочу сказать о Ванге… Люди много придумывают. Журналисты пишут о ней, чтобы заработать себе на хлеб. Известно, что бедную женщину просто эксплуатировали. Она не знала русского языка, работала с утра до ночи, и никто не интересовался — сыта ли она, здорова ли. Расул Гамзатов рассказывал мне, что Ванга посоветовала ему спрятать рукописи на даче. Он так и сделал. Рукописи все сгорели. Моя знакомая вспоминала, что на прием к Ванге выстраивались огромные очереди. Когда она подошла к ней, целительница пробубнила два слова на болгарском языке и замолчала. Моя приятельница даже не успела понять, что сказала Ванга, как поступила команда от ее помощников: “Следующий”. Просто вовремя нашлись умельцы, которые научились делать бизнес на целительнице.
— Юлия Федоровна, как к вам относились коллеги?
— Однажды ректор Донецкого института искусственного интеллекта Анатолий Иванович Шевченко пригласил меня выступить перед светилами в области аномальных явлений. По окончании мероприятия ко мне подошла одна знаменитая колдунья и шепнула: “Вы скоро умрете, на вас проклятие”. Потом обратился какой-то старик: “Я сделаю так, что вас парализует”. В тот день я еле добралась до дома. Доползла до кровати, и у меня отнялись ноги. Я ведь всю жизнь, пока лечила, была гонимая. Ко мне приезжали монашки, срывали двери с петель, на мне обрывали одежду. Однажды меня чуть не облили кислотой, чудом избежала автокатастрофы.
— Зато вашим детям и внукам наверняка не нужны врачи?
— Деточка, в том-то и беда — я совсем не вижу своих близких. Не дано мне это. Я общалась со многими старцами, мне говорили, что настоящий целитель не может видеть родных. Наверное, это и не нужно. Иначе можно сойти с ума. А еще я себя не вижу. Мне кажется, у меня нет ни желудка, ни печени, ни сердца.
— Кто из пациентов запомнился больше всего?
— Однажды ко мне пришла семейная пара, которая не могла зачать ребенка. Причину не могли выявить много лет. Я посмотрела мужчину, оказалось, у него стопроцентная неподвижность спермы из-за удара тупым предметом в область паха. Я сделала ему обработку, и вскоре у них родился сын.
В 80-е годы в институте травматологии я познакомилась с женщиной. Она лежала без движения. Мы разговорились. Оказалось, ее избил муж, случился разрыв седьмого шейного позвонка. И теперь она вынуждена остаток жизни провести в кровати. Я посмотрела ее. Гляжу, а у нее защемление нерва, нет разрыва. Посоветовала ей хорошего массажиста. Через полтора месяца она уже сидела, а через полгода ее выписали. Это была поэтесса Надежда Сташевская. В советское время врачи часто ошибались с диагнозом.
Например, моей знакомой Галине Раденко, врачу-педиатру из Макеевки, поставили диагноз — рак желудка. После моего сканирования выяснилось, что у нее диафрагмальная грыжа, которая вызывает жуткие боли в желудке. Ее прооперировали. 24 года прошло с тех пор. Она жива и здорова.
— По всей стране часто проходят слеты людей-рентгенов. Вы были хоть на одном?
— Нет, я ни разу не ездила. Да и зачем? Сейчас российские газеты много пишут про 12-летнюю девочку из Мордовии, которая ставит диагнозы людям. Но ведь для этого нужно получить медицинское образование. Я много лет отдала тому, чтобы полностью изучить анатомию человека. Однажды к этой девочке пришел известный футболист. “Какое колено у меня травмировано?” — спросил он. “Правое”, — не задумываясь ответила девочка. Мужчина ушел. У него не были травмированы колени. Зато недавно этой девчушке с мамой подарили квартиру в Москве, приставили к ним личную обслугу, а за прием 12-летний ребенок берет 50 тысяч рублей. Я же еще в советское время умоляла выделить мне комнатку в столице. Меня даже возили на Чертановскую улицу, показывали предполагаемую квартиру, обещали оформить документы. Но дальше разговоров дело не пошло… А просить, настаивать я не умею.
автор Ма́рис Дре́шманис опубликовано 05.10.2012 категории БЛОГ МАРИСА ДРЕШМАНИСА В пространство между жизнями можно попасть разными путями. Мы с вами практикуем отправляться туда, используя техники реинкарнационики. Но есть ещё один способ. Умереть. Умереть, и вернуться.
Я говорю о клинической смерти.
В текущий набор 1 курса реинкарнационики пришёл интересный парень. Его зовут Роман. Уже вначале разговора я почувствовал особенную интонацию в голосе. Необычную для мужчин. Для обычных мужчин.
Когда он начал делиться своим жизненным опытом, и не только, но и опытом умирания, опытом клинической смерти, и возвращения, всё стало на свои места.
Я предложил ему записать видео интервью, и он согласился. Я рад, что он согласился, ведь теперь многие из вас смогут это интервью посмотреть.
Пока вы ещё не начали смотреть видео, предлагаю вот что. Если среди вас есть кто то с подобным опытом, опытом клинической смерти или подобным- не молчите. Напишите в форме комментариев под этим видео, опишите свой опыт, опишите опыт своих близких.
Если среди вас есть врачи, возможно, проработавшие в реанимации, или у вас есть друзья, кто работал- попросите их написать о б опыте, когда пациенты после возвращения рассказывали необыкновенные истории.
Если вы готовы поделиться этой информацией с миром, в конце комментария напишите, что готовы поделиться, и мы с вами свяжемся, запишем интервью, текстовое, аудио или видео.
Ну а теперь представляю вам историю Романа Матвеева:
Торжественная встреча на той стороне после смерти… Седые старцы с почтением склоняют голову в знак уважения за только что прожитую жизнь…
- Что будет, если вы откажитесь от новой значимой миссии? - Что будет, если вы как душа решите просто отдохнуть? - Есть ли у нас право выбора в пространстве между жизнями? - Куда может завести нежелание идти против мнения любящей вас матери? - А что если задержаться в этом мире после смерти? Не возвращаться в мир душ, а наконец-то заняться тем, что интересно ТЕБЕ… Эту аудиозапись индивидуальной консультации, как я считаю, необходимо послушать каждому человеку. Подобное переплетение событий редко встретишь даже в романе. Итак, От императора до приведения?! Аудиозапись выкладывается с согласия клиентки. Обычно индивидуальная консультация длится 2 часа, иногда чуть больше. Для экономии вашего времени и в целях сохранения конфиденциальности информации начало и завершение консультации удалено.
1часть: Первый фрагмент аудио-записи в открытом доступе
Дата: Понедельник, 14.01.2013, 17:43 | Сообщение # 54
Группа: Модераторы
Сообщений: 24624
Статус: Offline
УЧЕНЫЙ РАСКРЫЛ ТАЙНУ ЗАГРОБНОГО МИРА ...
Сенсационные откровения физика Владимира Ефремова, чудом вернувшегося с того света.
Ведущий конструктор ОКБ "Импульс" Владимир Ефремов умер внезапно. Зашелся в кашле, опустился на диван и затих. Родственники поначалу не поняли, что случилось ужасное. Подумали, что присел отдохнуть. Наталья первой вышла из оцепенения. Тронула брата за плечо: - Володя, что с тобой? Ефремов бессильно завалился на бок. Наталья попыталась нащупать пульс. Сердце не билось! Она стала делать искусственное дыхание, но брат не дышал. Наталья, сама медик, знала, что шансы на спасение уменьшаются с каждой минутой. Пыталась "завести" сердце, массируя грудь. Заканчивалась восьмая минута, когда ее ладони ощутили слабый ответный толчок. Сердце включилось. Владимир Григорьевич задышал сам. - Живой! обняла его сестра. Мы думали, что ты умер. Что уже все, конец! - Конца нет, прошептал Владимир Григорьевич. Там тоже жизнь. Но другая. Лучше... Владимир Григорьевич записал пережитое во время клинической смерти во всех подробностях. Его свидетельства бесценны. Это первое научное исследование загробной жизни ученым, который сам пережил смерть. Свои наблюдения Владимир Григорьевич опубликовал в журнале "Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного технического университета", а затем рассказал о них на научном конгрессе. Его доклад о загробной жизни стал сенсацией. - Придумать такое невозможно! заявил профессор Анатолий Смирнов, глава Международного клуба ученых.
Переход
Репутация Владимира Ефремова в научных кругах безупречна. Он крупный специалист в области искусственного интеллекта, долгое время работал в ОКБ "Импульс". Участвовал в запуске Гагарина, внес вклад в разработку новейших ракетных систем. Четырежды его научный коллектив получал Государственную премию.
- До своей клинической смерти считал себя абсолютным атеистом, рассказывает Владимир Григорьевич. Доверял только фактам. Все рассуждения о загробной жизни считал религиозным дурманом. Честно говоря, о смерти тогда не думал. Дел на службе было столько, что и за десять жизней не расхлебать. Далее лечиться было некогда сердце шалило, хронический бронхит замучил, прочие хвори досаждали.
12 марта в доме сестры, Натальи Григорьевны, у меня случился приступ кашля. Почувствовал, что задыхаюсь. Легкие не слушались меня, пытался сделать вдох и не мог! Тело стало ватным, сердце остановилось. Из легких с хрипом и пеной вышел последний воздух. В мозгу промелькнула мысль, что это последняя секунда моей жизни. Но сознание почему-то не отключилось. Вдруг появилось ощущение необычайной легкости. У меня уже ничего не болело ни горло, ни сердце, ни желудок. Так комфортно чувствовал себя только в детстве. Не ощущал своего тела и не видел его. Но со мной были все мои чувства и воспоминания. Я летел куда-то по гигантской трубе. Ощущения полета оказались знакомыми подобное случалось прежде во сне. Мысленно попытался замедлить полет, поменять его направление. Получилось! Ужаса и страха не было. Только блаженство. Попытался проанализировать происходящее. Выводы пришли мгновенно. Мир, в который попал, существует. Я мыслю, следовательно, тоже существую. И мое мышление обладает свойством причинности, раз оно может менять направление и скорость моего полета.
Труба
- Все было свежо, ярко и интересно, продолжает свой рассказ Владимир Григорьевич. Мое сознание работало совершенно иначе, чем прежде. Оно охватывало все сразу одновременно, для него не существовало ни времени, ни расстояний. Я любовался окружающим миром. Он был словно свернут в трубу. Солнца не видел, всюду ровный свет, не отбрасывающий теней. На стенках трубы видны какие-то неоднородные структуры, напоминающие рельеф. Нельзя было определить, где верх, а где низ. Попытался запоминать местность, над которой пролетал. Это было похоже на какие-то горы. Ландшафт запоминался безо всякого труда, объем моей памяти был поистине бездонным. Попробовал вернуться в то место, над которым уже пролетел, мысленно представив его. Все вышло! Это было похоже на телепортацию.
Телевизор
- Пришла шальная мысль, продолжает свое повествование Ефремов. До какой степени можно влиять на окружающий мир? И нельзя ли вернуться в свою прошлую жизнь? Мысленно представил старый сломанный телевизор из своей квартиры. И увидел его сразу со всех сторон. Я откуда-то знал о нем все. Как и где он был сконструирован. Знал, где была добыта руда, из которой выплавили металлы, которые использованы в конструкции. Знал, какой сталевар это делал. Знал, что он женат, что у него проблемы с тещей. Видел все связанное с этим телевизором глобально, осознавая каждую мелочь. И точно знал, какая деталь неисправна. Потом, когда меня реанимировали, поменял тот транзистор Т-350 и телевизор заработал... Было ощущение всесильности мысли. Наше КБ два года билось над решением сложнейшей задачи, связанной с крылатыми ракетами. И я вдруг, представив эту конструкцию, увидел проблему во всей многогранности. И алгоритм решения возник сам собой. Потом я записал его и внедрил.
Бог
Осознание того, что он не один на том свете, пришло к Ефремову постепенно. - Мое информационное взаимодействие с окружающей обстановкой постепенно утрачивало односторонний характер, рассказывает Владимир Григорьевич. На сформулированный вопрос в моем сознании появлялся ответ. Поначалу такие ответы воспринимались как естественный результат размышлений. Но поступающая ко мне информация стала выходить за пределы тех знаний, которыми обладал при жизни. Знания, полученные в этой трубе, многократно превышали мой прежний багаж! Я осознал, что меня ведет Некто вездесущий, не имеющий границ. И Он обладает неограниченными возможностями, всесилен и полон любви. Этот невидимый, но осязаемый всем моим существом субъект делал все, чтобы не напугать меня. Я понял, что это Он показывал мне явления и проблемы во всей причинно-следственной связи. Я не видел Его, но чувствовал остро-остро. И знал, что это Бог... Вдруг я заметил, что мне что-то мешает. Меня тащили наружу, как морковку из грядки. Не хотелось возвращаться, все было хорошо. Все замелькало, и я увидел свою сестру. Она была испуганной, а я сиял от восторга...
Сравнение
Ефремов в своих научных работах описал загробный мир при помощи математических и физических терминов. В этой статье мы решили попытаться обойтись без сложных понятий и формул. - Владимир Григорьевич, с чем можно сравнить мир, в который вы попали после смерти? - Любое сравнение будет неверным. Процессы там протекают не линейно, как у нас, они не растянуты во времени. Они идут одновременно и во все стороны. Объекты "на том свете" представлены в виде информационных блоков, содержание которых определяет их местонахождение и свойства. Все и вся находится друг с другом в причинно-следственной связи. Объекты и свойства заключены в единую глобальную информационную структуру, в которой все идет по заданным ведущим субъектом то есть Богом законам. Ему подвластно появление, изменение или удаление любых объектов, свойств, процессов, в том числе хода времени. - Насколько свободен там в своих поступках человек, его сознание, душа? - Человек, как источник информации, тоже может влиять на объекты в доступной ему сфере. По моей воле менялся рельеф "трубы", возникали земные объекты. - Похоже на фильмы "Солярис" и "Матрица"... - И на гигантскую компьютерную игру. Но оба мира, наш и загробный, реальны. Они постоянно взаимодействуют друг с другом, хоть и обособлены один от другого, и образуют в совокупности с управляющим субъектом -Богом глобальную интеллектуальную систему. Наш мир более прост для осмысления, он имеет жесткий каркас констант, обеспечивающих незыблемость законов природы, связующим события началом выступает время. В загробном мире констант либо нет вообще, либо их значительно меньше, чем в нашем, и они могут меняться. Основу построения того мира составляют информационные образования, содержащие всю совокупность известных и еще неизвестных свойств материальных объектов при полном отсутствии самих объектов. Так, как на Земле это бывает в условиях моделирования на ЭВМ. Я понял человек видит там то, что хочет видеть. Поэтому описания загробного мира людьми, пережившими смерть, отличаются друг от друга. Праведник видит рай, грешник ад... Для меня смерть была ничем не передаваемой радостью, не сопоставимой ни с чем на Земле. Даже любовь к женщине по сравнению с пережитым там ничто....
Библия
Священное Писание Владимир Григорьевич прочел уже после своего воскресения. И нашел подтверждение своему посмертному опыту и своим мыслям об информационной сущности мира. - В Евангелии от Иоанна сказано, что "в начале было Слово, цитирует Библию Ефремов. И Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть". Не это ли намек на то, что в Писании под "словом" имеется в виду некая глобальная информационная суть, включающая в себя всеобъемлющее содержание всего? Свой посмертный опыт Ефремов применил на практике. Ключ ко многим сложным задачам, которые приходится решать в земной жизни, он принес оттуда. - Мышление всех людей обладает свойством причинности, - говорит Владимир Григорьевич. - Но мало кто догадывается об этом. Чтобы не причинить зла себе и другим, нужно следовать религиозным нормам жизни. Священные писания продиктованы Творцом, это техника безопасности человечества... - Владимир Ефремов: "Смерть для меня сейчас не страшна. Я знаю, что это дверь в другой мир"
50-летняя жительница города Кентербери, что в британском графстве Кент, пришла в ужас, просматривая фотографии с крестин своей маленькой внучки. На, казалось бы, ничем не примечательных снимках Хизер Сьюэл заметила призрак покойного мужа, который покончил с собой семнадцать лет назад, сообщает Kent Online. Как оказалось, на крещении малютки Мии-Беллы Кеннет присутствовали некоторые незваные гости. Фотографом на церемонии был 29-летний сын Хизер Сьюэл, который не заметил во время мероприятия ничего необычного. Однако сама женщина оказалась внимательнее: она обнаружила, что между отцом ребенка и его супругой стоит невнятная полупрозрачная фигура. Несмотря на нечеткость изображения Хизер Сьюэл утверждает, что узнала в нем своего покойного мужа Терри. Жизнь разнорабочего Терри Сьюэла трагически оборвалась на 41-м году жизни: мужчина совершил самоубийство в 1995-м. Вдова поразилась тому, насколько фигура на фото похожа на ее покойного супруга. По поводу увиденного женщина испытывает смешанные чувства: с одной стороны, она была рада вновь посмотреть на мужа, с другой, ей до сих пор больно о нем вспоминать. Интересно, что близкие британки также узнали на фото Терри Сьюэла. Никто из гостей не может объяснить, каким образом изображение покойника появилось на фотографии. Все склоняются к версии, что это мистика. Руководство церкви святого Мартина, где службы проводятся с 1668 года, также разводит руками: за всю историю храма здесь ни разу не видели призраков.
К. ИКСКУЛЬ "НЕВЕРОЯТНОЕ ДЛЯ МНОГИХ, НО ИСТИННОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ"
Глава 1
Многие наш век (разумею XIX, ибо ХХ так еще юн, что было бы много для него чести считаться с ним и давать ему определения, как веку) называют “веком отрицания” и объясняют такую характерную особенность его духом времени.
Не знаю, возможны ли тут вообще такие подобия эпидемий, поветрий, но, несомненно, что, кроме этих, так сказать, эпидемических отрицаний, не мало есть у нас и таких, которые всецело выросли на почве нашего легкомыслия. Мы зачастую отрицаем то, чего совсем не знаем, а то, о чем слышали, то не продумано у нас и тоже отрицается, — и этого непродуманного накопляются целые вороха, и в голове получается невообразимый хаос; какие-то обрывки разных, иногда совсем противоречивых учений, теорий, и ничего последовательного, цельного, и все поверхностное, неясное и туманное для нас самих; до полной невозможности разобраться в чем-нибудь. Кто мы, что мы, во что веруем, какой носим в душе идеал, и есть ли он у нас — все это для многих из нас такие же неведомые вещи, как миросозерцание какого-нибудь патагонца или бушмена. И удивительная странность здесь: кажется, никогда люди не любили так много рассуждать, как в наш “просвещенный” век, и рядом с этим самих себя не хотят осмыслить. Говорю это и по наблюдению над другими, и по личному сознанию.
Не буду вдаваться здесь в общую характеристику моей личности, так как это не к делу, и постараюсь представить себя читателю только в моих отношениях в религиозной области.
Как выросший в православной и довольно набожной семье и затем учившийся в таком заведении, где неверие не почиталось признаком гениальности ученика, из меня не вышел ярый, завзятый отрицатель, какими были большинство молодых людей моего времени. Получилось из меня, в сущности, что-то весьма неопределенное: я не был атеистом и никак не мог считать себя сколько-нибудь религиозным человеком, а так как и то и другое являлось не следствием моих убеждений, но сложилось лишь в силу известной обстановки, то и прошу читателя самого подыскать должное определение моей личности в сем отношении.
Официально я носил звание христианина, но, несомненно, никогда не задумывался над тем, имею ли я, действительно, право на такое звание; никогда мне даже и в голову не приходило проверить — чего требует оно от меня и удовлетворяю ли я его требованиям? Я всегда говорил, что я верую в Бога, но если бы меня спросили, как я верую, как учит веровать в Него Православная Церковь, к которой я принадлежал, я, несомненно, стал бы в тупик. Если бы меня последовательно и обстоятельно спросили, верую ли я, например, в спасительность для нас воплощения и страданий сына Божия, в Его второе пришествие, как Судьи, как отношусь я к Церкви, верую ли в необходимость ее учения, в святость и спасительность для нас ее таинств и прочее — я воображаю только, каких нелепостей наболтал бы я в ответ.
Вот образчик: Однажды бабушка моя, которая всегда строго соблюдала пост, сделала мне замечание, что я не исполняю этого. — Ты еще силен и здоров, аппетит у тебя прекрасный, стало быть, отлично можешь кушать постное. Как же не исполнять даже и таких установлений Церкви, которые для нас и не трудны?
— Но это, бабушка, совсем бессмысленное установление, — возразил я. — Ведь и вы кушаете только так, машинально, по привычке, а осмысленно никто такому учреждению подчиняться не станет.
— Почему же бессмысленное? — Да не все ли равно Богу, что я буду есть: ветчину или балык? Неправда ли, какая глубина понятий образованного человека о сущности поста! — Как же это ты так выражаешься? — продолжала между тем бабушка. — Разве можно говорить, бессмысленное установление, когда сам Господь постился?
Я был удивлен таким сообщением, и только при помощи бабушки вспомнил евангельское повествование об этом обстоятельстве. Но то, что я совсем забыл о нем, как видите, нисколько не мешало мне пуститься в возражения, да еще довольно высокомерного тона.
И не подумайте, читатель, чтоб я был пустоголовее, легкомысленнее других молодых людей моего круга.
Вот вам еще один образец.
Одного из моих сослуживцев, слывшего за человека начитанного и серьезного, спросили: верует ли он во Христа как в Богочеловека? Он отвечал, что верует, но сейчас же из дальнейшего разговора выяснилось, что Воскресение Христа он отрицает.
— Позвольте, да вы же говорите что-то очень странное, — возразила одна пожилая дама. Что же, по вашему, далее последовало со Христом? Если вы веруете в Него, как в Бога, как же вместе с этим вы допускаете, что он мог совсем умереть, то есть прекратить Свое бытие?
Мы ждем какого-нибудь хитроумного ответа от нашего умника, каких-нибудь тонкостей в понимании смерти или нового толкования означенного события. Ничуть не бывало. Отвечает просто:
— Ах, этого я не сообразил! Сказал, как чувствовал.
К. ИКСКУЛЬ "НЕВЕРОЯТНОЕ ДЛЯ МНОГИХ, НО ИСТИННОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ"
Глава 2
Вот совершенно подобная несообразность засела и, по недосмотру, свила себе прочное гнездо и в моей голове.
Я веровал в Бога, как будто так, как и следовало, то есть понимал Его, как Существо личное, всемогущее, вечное; признавал человека Его творением, но в загробную жизнь не верил. Недурной иллюстрацией к легкомыслию наших отношений и к религии, и к своему внутреннему устроению может служить то, что я и не знал в себе этого неверия, пока так же, как и вышеупомянутого моего сослуживца, его не обнаружил случай.
Судьба столкнула меня в знакомстве с одним серьезным и очень образованным человеком; он был при этом и чрезвычайно симпатичен и одинок, и я время от времени охотно посещал его.
Придя однажды к нему, я застал его за чтением катехизиса. — Что это вы, Прохор Александрович (так звали моего знакомого), или в педагоги собираетесь? — удивленно спросил я, указывая на книжку.
— Какое, батенька мой, в педагоги! Хоть бы в школьники порядочные попасть. Где уж других учить! Самому надо к экзамену готовиться. Ведь седина то, видите, чуть не с каждым днем увеличивается; того и гляди вызовут, — со своею обычною добродушною улыбкою проговорил он.
Я не принял его слов в подлинном значении, подумав, что ему, как человеку всегда много читающему, просто понадобилась какая-нибудь справка в катехизисе. А он, желая, очевидно, объяснить странное для меня чтение, сказал:
— Много всякой современной чепухи читать приходится, вот и проверяю себя, чтоб не сбиться. Ведь экзамен то нам предстоит грозный, грозный уже тем, что никаких передержек не дадут.
— Но неужели же вы верите этому? — То есть, как же в это не верить? Куда же я денусь, позвольте узнать? Неужели так-таки и рассыплюсь в прах? А если не рассыплюсь, так уж тут и вопроса не может быть о том, что к ответу потребуют. Я не пень, я с волей и разумом, я сознательно жил и ... грешил...
— Не знаю, Прохор Александрович, как и из чего, могла сложиться у нас вера в загробную жизнь. Думается, умер человек — и всему тут конец. Видишь его бездыханным, все это гниет, разлагается, о какой же жизни может явиться тут представление? — проговорил я, тоже высказывая, что чувствовал и как, стало быть, сложилось у меня понятие.
— Позвольте, а куда же Лазаря Вифанского прикажете мне девать? Ведь это факт. И он ведь такой же человек, из этой же глины слеплен, что и я.
Я с нескрываемым удивлением смотрел на моего собеседника. Неужели же этот образованный человек верит таким невероятностям?
А Прохор Александрович, в свою очередь, посмотрел на меня пристально с минуту и затем, понизив голос, спросил: — Или вы не верите? — Нет, почему же? Я верую в Бога, — ответил я. — А богооткровенному учению не верите? Впрочем, нынче и Бога стали различно понимать, и богооткровенную истину стал чуть не каждый по своему усмотрению переделывать, какие-то классификации тут позавели: в это, мол, должно верить, а в это можно и не верить, а в это и совсем не надо верить! Как будто истин несколько, а не одна. И не понимают, что они уже веруют в продукты собственного ума и воображения, и что если так, тогда уж для веры в Бога тут нет места.
— Но нельзя же всему верить. Иногда встречаются такие странные вещи. — То есть непонятные? Заставьте понять себя. Не удастся — знайте, что вина здесь в вас, и покоритесь. Начните простолюдину толковать о квадратуре круга, или еще о какой-нибудь премудрости высшей математики, он тоже ничего не поймет, но из этого не следует, что и самую эту науку следует отрицать. Конечно, отрицать легче; но не всегда... лепо.
Вдумайтесь, какую, в сущности, несообразность вы говорите. Вы говорите, что в Бога веруете, а в загробную жизнь нет. Но Бог не есть же Бог мертвых, но живых. Иначе какой же это Бог? О жизни за гробом говорил Сам Христос, неужели же он говорил неправду? Но в этом не могли Его обличить даже злейшие враги. И зачем тогда приходил и страдал Он, если нам предстоит лишь рассыпаться в прах?
Нет, так нельзя, это нужно непременно, непременно, — вдруг горячо заговорил он, — исправить. Ведь, поймите, как это важно. Такая вера должна ведь совсем иначе осветить вашу жизнь, дать ей иной смысл, направить иначе всю вашу деятельность. Это целый нравственный переворот. В этой вере для вас и узда, и в то же время утешение, и опора для борьбы с неизбежными для всякого человека житейскими невзгодами.
К. ИКСКУЛЬ "НЕВЕРОЯТНОЕ ДЛЯ МНОГИХ, НО ИСТИННОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ"
Глава 3
Я понимаю всю логичность слов почтенного Прохора Александровича, но, конечно, несколько минут беседы не могли поселить во мне веры в то, во что я привык не верить, и разговор с ним, в сущности, послужил лишь к обнаружению моего взгляда на известное обстоятельство, — взгляда, которого я сам дотоле хорошо не знал, потому что высказывать его не приходилось, а раздумывать о нем и подавно.
А Прохора Александровича, по-видимому, серьезно взволновало мое неверие; он несколько раз в течение вечера возвращался к этой теме, и когда я собирался уходить от него, он наскоро выбрал несколько книг в своей обширной библиотеке и, подавая их мне, сказал:
— Прочтите их, непременно прочтите, потому что так этого оставить нельзя. Я уверен, что рассудочно вы скоро поймете и убедитесь в полной неосновательности вашего неверия, но надобно это убеждение провести из ума в сердце, надо, чтобы сердце поняло, а иначе оно продолжится у вас час, день — и опять разлетится, потому что ум — это решето, через которое только проходят разные помышления, а кладовая для них не там.
Я прочел книжки, не помню уж, все ли, но оказалось, что привычка была сильнее моего разума. Я признавал, что все написанное в этих книжках было убедительно, доказательно, (по скудости моих познаний в религиозной области я и не мог возразить чего-нибудь мало-мальски серьезного на имевшиеся в них доводы), а веры у меня все-таки не явилось.
Я сознавал, что это не логично, верил, что все, написанное в книгах — правда, но чувства веры у меня не было, и смерть так и оставалась в моем представлении абсолютным финалом человеческого бытия, за которым следовало лишь разрушение.
К моему несчастью, случилось так, что вскоре после означенного разговора с Прохором Александровичем я выехал из этого городка, где он жил, и мы больше с ним не встречались. Не знаю, быть может, ему, как человеку, располагавшему обаянием горячо убежденного человека, удалось бы хотя сколько-нибудь углубить мои взгляды и отношения к жизни и вещам вообще, и через это внести и некоторое изменение в мои понятия о смерти, но, предоставленный самому себе и не будучи вовсе по характеру особенно вдумчивым и серьезным молодым человеком, я нисколько не интересовался такими отвлеченными вопросами и по своему легкомыслию даже на первое время ни капельки не задумался над словами Прохора Александровича о важности недостатка в моей вере и необходимости избавиться от него.
А затем время, перемена мест, встречи с новыми людьми не только выветрили из моей памяти и этот вопрос, и беседу с Прохором Александровичем, но даже и самый образ его и мое кратковременное знакомство с ним.
К. ИКСКУЛЬ "НЕВЕРОЯТНОЕ ДЛЯ МНОГИХ, НО ИСТИННОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ"Глава 4
Прошло немало лет. К стыду моему должен сказать, что я мало изменился за истекшие годы нравственно. Хотя я уже находился в предположении дней моих, то есть был уже человеком средних лет, но в моих отношениях к жизни и себе немного прибыло серьезности. Я не осмыслил жизни, какое то, мудреное познание самого себя оставалось для меня такою же “химерическою” выдумкой, как рассуждения метафизика в известной басне того же имени, я и жил, водясь теми же грубоватыми, пустыми интересами, тем же лживым и довольно таки низменным пониманием смысла жизни, какими живет большинство светских людей моей среды и образования.
На той же точке стояло и мое отношение к религии, то есть я по-прежнему не был ни атеистом, ни сколько-нибудь осмысленно набожным человеком. Я, как и прежде, ходил по привычке изредка в церковь, по привычке говел раз в год, по привычке крестился, когда полагалось — и этим ограничивалось все. Никакими вопросами религии я не интересовался, кроме, конечно, самых элементарных, азбучных понятий; я ничего не знал здесь, но мне казалось, что я отлично знаю и понимаю все, и что все тут так просто, “не хитро”, что “образованному” человеку не над чем и голову трудить. Наивность уморительная, но, к сожалению, очень свойственная “образованным” людям нашего века.
Само собой разумеется, что при наличности таких данных, ни о каком прогрессировании моего религиозного чувства, ни о расширении круга моих познаний в этой области не могло быть и речи.
Глава 5
И вот в эту пору случилось мне попасть по делам службы в К. и заболеть серьезно.
Так как ни родных, ни даже прислуги в К. у меня не было, то и пришлось лечь в больницу. Доктора определили у меня воспаление легких.
В первое время я чувствовал себя настолько порядочно, что не раз уже думал, что из-за такого пустяка не стоило и ложиться в больницу, но по мере того, как болезнь развивалась и температура стала быстро подниматься, я понял, что с таким “пустяком” вовсе было не интересно валяться одному одинешеньку в номере гостиницы.
В особенности донимали меня в больнице длинные, зимние ночи; жар совсем не давал спать, иногда даже и лежать было нельзя, а сидеть на койке неловко, и утомительно; встать и походить по палате, то не хочется, то не можется; и так вертишься, вертишься в кровати, то ляжешь, то сядешь, то спустишь ноги, то сейчас же их опять подберешь и все прислушиваешься: да когда же эти часы будут бить! Ждешь, ждешь, а они, словно назло, пробьют два или три, стало быть, до рассвета оставалась еще целая вечность. И как удручающе действует на больного этот общий сон и ночная тишина! Словно живой попал на кладбище в общество мертвецов.
По мере того как дело подвигалось к кризису, мне, конечно, становилось все хуже и труднее, по временам начало так прихватывать, что уж было ни до чего, и я не замечал томительности бесконечных ночей. Но не знаю, чему следовало приписать это: тому ли, что я всегда был и считал себя человеком очень крепким и здоровым, или это происходило оттого, что до этого времени я ни разу не болел серьезно и голове моей чужды были те печальные мысли, какие навевают иногда тяжелые болезни, только, как ни скверно бывало мое самочувствие, как ни круты бывали в иные минуты приступы моей болезни, мысль о смерти ни разу не пришла мне в голову.
Я с уверенностью ожидал, что не сегодня-завтра должен наступить поворот к лучшему и нетерпеливо спрашивал всякий раз, когда у меня вынимали градусник из-под руки, какова у меня температура. Но, достигнув известной высоты, она словно замерла на одной точке, и на мой вопрос я постоянно слышал в ответ: “сорок и девять десятых”, “сорок один”, “сорок и восемь десятых”.
— Ах, какая же это длинная канитель! — с досадой говорил я, и затем спрашивал у доктора — Неужели же и мое поправление будет идти таким черепашьим шагом?
Видя мое нетерпение, доктор утешал меня и говорил, что в мои годы и с моим здоровьем нечего бояться, что выздоровление не затянется, что при таких выгодных условиях после всякой болезни можно оправиться чуть ли не в несколько дней.
Я вполне верил этому и подкреплял свое терпение мыслью, что остается только как-нибудь дождаться кризиса, а там все сразу как рукой снимет.