Г.И.Гурджиев: Жизнь реальна только тогда, когда Я есть.
Г. И. Гурджиев: Я продам очень хорошую кожу тoмy, кто захочет caм ceбe сделать oбyвь. Не верь тому, что говорят тебе твои глаза: Все, что они тебе показывают, - ограничения. Смотри собственным пониманием, Открывай то, что уже знаешь, И увидишь путь, где ты умеешь летать. Р. Бах.
Преамбула
Гео́ргий Ива́нович Гурджи́ев (14 января 1866, в других источниках 14 января 1877 или 28 декабря 1872, Александрополь, Российская империя — 29 октября 1949, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — философ-мистик, композитор и путешественник первой половины XX века.
О точной дате его рождения судить очень трудно, поскольку сам он периодически обнародовал различные даты и годы своего рождения, применяя на практике технику коррекции судьбы посредством переключения хроноритмов с одного гороскопа на другой.
Один из его ранних учеников писал: «Гурджиев был неизвестным «человеком-тайной». Никто ничего не знал ни о его происхождении, ни о том, почему он появился в Москве и Санкт-Петербурге. Но кто бы не входил в контакт с ним, хотел последовать за ним».
О том, кто такой Георгий Гурджиев и откуда он взялся, ходило множество разнообразных слухов. А он сам не только не опровергал их, но, напротив, пользовался любым удобным случаем, чтобы подпустить ещё больше тумана. При этом, в отличие от авантюристов всех времён и народов, он никогда не делал ставки на эти мистификации.
Скорее, подобно дону Хуану, просто практиковал стирание личной истории.
С именем Гурджиева связаны слухи и легенды, его учение живо по сей день в узких группах последователей, не считающих необходимым придавать широкой огласке методы и практики воздействия на психику человека, оставленные им в наследство от «хитрого мудреца».
Георгий Иванович Гурджиев по праву считался магом, поскольку достиг немалых успехов в управлении собой и другими (другими в большей степени).
Гурджиев был одним из главных мистических учителей 20-го века.
Многие эзотерики наших дней уверяют, что он влиял не только на отдельных своих современников, но и в значительной степени на общественную и политическую жизнь целых стран и народов.
Однако методы, которыми Гурджиев при этом пользовался (например, его знаменитые сакральные танцы), так и остались до конца не изучены и не поняты даже его последователями.
«Гурджи» или «Гюрджи» — так персы называли, а остальной исламский мир и до сих пор называет грузин, и следовательно, фамилию Гурджиев можно перевести как Грузинский или Грузинов.
Согласно Гурджиеву, его родной отец и его духовный отец — настоятель собора — зародили в нем жажду познания жизненного процесса на Земле, и в особенности цели человеческой жизни.
Его работа была посвящена саморазвитию человека, росту его сознания и бытия в повседневной жизни. Также уделял большое внимание физическому развитию человека, отчего был прозван, а в последние годы жизни и представлялся «учитель танцев».
Характеризовал свое учение как «эзотерическое христианство».
Кем был Георгий Иванович Гурджиев? Писателем? Хореографом? Психиатром? Mузыкантом? Доктором? Шеф - поваром?
Он не поддается категоризации: но ясно то, что он воссоединил части секретных знаний, тщательно собранных в течение двадцатилетнего поиска в Азии. Oн принес на запад методологию o возможной эволюции сознания, в рамках космологии грандиозного масштаба.
Его зов был радикален. Пробудитесь! Проснитесь от вашего неосознанного гипнотического сна, к сознанию и совести.
___________________
Основная часть.
Болeе чем сто лет тому назад, Гурджиев был бедным мальчиком, из неизвестного городa Карска, который был расположен на русско-турецкой границе.
Cегодня, его имя становится модным словесным символом (как имена Дарвина, Maркса, Фрейда, Энштейна), который абсурдно понимается как сам за себя говорящий. Теперь, те, кто ограниченно назвали бы его “вдохновителем экологического движения” или “инициатором современной епситианской терапии”, несомненно уловили проблески аспектов его учения, однако, не понимают ни его маcштаб, ни траекторию религиозных традиций.
С группой друзей, которые называли себя "искатели Истины", в 16 лет он отправляется на Восток, в трехлетнее путешествие через Центральную Азию, далее достигает Эфиопии, Соломоновых островов.
Во время путешествия он учится, знакомится со многими традициями. Особенно большое влияние оказали на его становление мастера эзотерических исламских орденов. Именно суфийские учения стали тем источником, на основе которого во многом было создано его Учение.
Центральный символ гурджиевской работы- эннеограмма суфийского происхождения. Многие священные танцы суфиев исполняются как медитации в школах Гурджиева.
В учении Гурджиева прослеживаются и другие эзотерические влияния- это буддизм Тибета.
Более 10 лет прожил он в Тибете. Здесь он развивает огромные психические духовные силы, что особенно ценится в Тибете.
По некоторым сведениям, он был наставником маленького Далай-Ламы, занимал важные финансовые должности при тибетских властях.
Очень мало известно об этом периоде его жизни в Тибете и Центральной Азии, который охватывает начало 1890г. и продолжается до 1910г. Известно, что он вел исследования, изучал древнейшие тексты. Он вел свои поиски в ламаизме и практике ламаизма, в текках, монастырях, где сохранилось древнее знание, изучал сибирский шаманизм.
Продолжая начатую ещё в молодости карьеру «Учителя теософии» в 1912-13 гг. он приехал в Москву, где сумел собрать вокруг себя небольшую группу учеников. В 1915 году он встретился с П. Д. Успенским, 37-летним философом и журналистом, известным автором ряда работ по мистицизму и тоже путешественником. В альянсе с последним создал группу в Санкт-Петербурге.
Успенский и его круг столичных интеллектуалов, заинтересовавшихся познаниями Гурджиева, своими наводящими вопросами и полемизирующими суждениями способствовали «сортировке и приведению к системности» разностороннего опыта изысканий последнего.
Кроме того, новый сподвижник, имевший самостоятельный многолетний опыт взаимодействия с эзотерическими школами и литературой, выделил и осмыслил новые идеи восточных учений, в числе прочих появлявшихся в изложении Гурджиева, а также адаптировал их к европейскому менталитету, переведя их на язык, понятный Западной психологической культуре.
Это сотрудничество, приведшее к формированию комплекса своеобразных концепций и практик, получило название «Учение Гурджиева-Успенского» или «Четвёртый путь».
Январь 1924 года — время, когда жизненные пути Гурджиева и Успенского разошлись; это дало возможность некоторым последователям Гурджиева причислить Успенского к «отступникам» и даже «рядовым ученикам», что конечно же не соответствовало действительности. Ибо Успенский оказался чуть ли не единственным сподвижником Гурджиева, способным противостоять суровой воле последнего.
В июле 1924 года, спустя всего полгода после разрыва с Успенским, Гурджиев попал в автомобильную аварию, в которой чуть не лишился жизни.
После окончания Второй мировой войны Гурджиев собрал в Париже учеников различных групп, образовавшихся на основе его Системы, в частности, учеников уже умершего П. Д. Успенского.
В последний год жизни Гурджиев дал своим ученикам указания о публикации двух своих книг («Все и вся», «Встречи с замечательными людьми») и переправленной ему рукописи П. Д. Успенского «В поисках чудесного: фрагменты неизвестного Учения», которую счел весьма оригинальной версией изложения своих лекций, прочитанных в 1915-17 гг. в России.
Сам Гурджиев умер в американском госпитале в Нёйи-сюр-Сен, 29 октября 1949 г.
После смерти Гурджиева его ученица Жанна де Зальцманн, которой он доверил распространение его «Работы», попыталась объединить учеников различных групп, что положило начало организации, известной как Фонд Гурджиева.
Также активным распространением идей Гурджиева занимались Джон Г. Беннетт и некоторые другие бывшие ученики П. Д. Успенского: Морис Николл, Родни Коллин и Лорд Пэнтланд. Лорд Пэнтланд стал президентом Гурджиевского Фонда, основанного в 1953 году в Нью-Йорке, и возглавлял его до своей смерти в 1984 году.
В настоящее время гурджиевские группы (связанные с Фондом Гурджиева, линией Беннетта или независимыми учениками Гурджиева, а также самостоятельно организуемые последователями его учения) действуют во многих городах мира. Вот здесь http://www.gurdjieffclub.ru/ есть клубы по странам мира.
В последней, недописанной, книге «ЖИЗНЬ РЕАЛЬНА только когда Я ЕСТЬ» Гурджиев выражает разочарование по поводу неудач своей миссии и подчёркивает, что основные тайны и секреты он унесёт с собой.... Гурджиев и Кроули – эти два самых известных «мага» ХХ-го столетия - были прекрасно знакомы друг с другом и неоднократно встречались (а есть все основания предполагать, что и тесно взаимодействовали).
В колледже с Гурджиевым учились Микоян и Блаватская. О Блаватской – вспомним в отдельной теме…
Гурджиева писал, что обычный человек предстает сложным созданием, состоящим по крайней мере из четырех тел, у каждого из которых свой центр, не согласующий действия с тремя другими, и для осуществления общей деятельности все они должны подчиняться ОДНОМУ хозяину: у рядового человека нет хозяина, а где нет хозяина, там нет и души.
Душа нерасторжима с волей.
Гурджиев пишет: "Если я играю какую-то роль, то я должен все время направлять. Невозможно полагаться на импульсивность. Я могу направлять, только если существует тот, который был бы способен направлять. Мое мышление не может направлять. Оно занято, чувства тоже заняты. Тот, у кого есть "Я", и тот, кто знает, что имеется в различных сферах, может сыграть роль.
Тот, у кого нет "Я", не способен это сделать". Каждая часть - физическая, эмоциональная, интеллектуальная - находятся под различными влияниями; необходимо ПОСТОЯННОЕ САМОНАБЛЮДЕНИЕ, выяснение: что идет от мысли, что - от тела.
В связи с "размежеванием" центров чувство предстало препятствием в общем творческом акте, так как человек, не натренированный в способности "самопамятования", - отмечал Г. И. Гурджиев, - то есть не обладающий руководящим Я высшего порядка, становится рабом эмоций.
Интеллект, в силу его неспособности преодолевать отождествление с эмоциями, "попадает в рабство эмоциональных колебаний".
Невозможно не согласиться с положением Гурджиева, что во время эмоционального реагирования интеллект фактически неспособен быть независимым от эмоций, чтобы наблюдать их со стороны и вносить разумные коррективы в эти реакции.
Тогда представляется, что не осознающий себя, являющийся машиной человек, говоря словами П.Д. Успенского, популяризатора философии и психологии Г.И. Гурджиева, не совершает независимых внешних и внутренних движений; его движения, слова, идеи, эмоции, настроения и мысли есть следствие внешних явлений, толчков, воздействий: "Человек не способен делать. В действительности все это с ним происходит. (...)
Человек не способен двигаться, думать или говорить на свой собственный счет. Он представляет собой марионетку, которую приводят в движение невидимые нити". Проводя в состоянии идентификации более половины жизни, поглощаемый всем, его окружающим, человек не может отделить себя от идеи, чувства, объекта. В этом состоянии он неспособен смотреть предвзято на объект его идентификации, - констатирует Г.И. Гурджиев.
Г.И. Гурджиев затрагивает одновременно волю, мышление и внимание, чувство и движение, ТРЕНИРУЯ(!) деятельность трех сил, воспитывая способность наблюдения за течением внутренних процессов.
Согласно концепции Г.И. Гурджиева, человек есть фабрика, но при этом фабрика должна не только покрывать собственные потребности для продолжения существования, но и умножить "данный начальный капитал" - свой талант.
В эзотерике это предстает в виде получения высшей энергии из низшей - трансформации соматической в психическую, что служит основанием доктрины Гурджиева о материально-духовном преображении - прохождении человека через семь основных психофизических состояний для осуществления примата интеллекта над телом и эмоциями в себе. Но для начала развития необходимо признаться себе в отсутствии способности деяния, индивидуальности, постоянного Я, воли и сознания как многоуровневой структуры "сон - бодрствование - самосознание - объективное сознание".
Г.И. Гурджиев выделял семь центров, по которым последовательно по восходящей происходит преображение человека: инстинктивный, сексуальный, механический, эмоциональный, интеллектуальный, высший интеллектуальный и высший эмоциональный.
Три последних лежат за пределами понимания обычного человека, хотя и могут быть развиты в течение жизни, приведя к единству и самосознанию, объективному сознанию, объективной совести.
Соответствующую категорию человека от рождения определяют физический, эмоциональный и интеллектуальный центры, каждый из которых имеет подобные же части: механическую, эмоциональную и интеллектуальную.
Но человек - машина особая: в определенных обстоятельствах и при правильном обращении он достигает самосознания, - утверждает Г.И. Гурджиев, то есть однажды познает, что он - машина! а "полностью это осознав, может обнаружить и пути к прекращению своего бытия машиной" и устремиться к достижению объективного сознания, к высшей эмоциональной и умственной деятельности.
Тогда, будь то индивидуальный или "коллективный" человек, он достигает СОГЛАСОВАННОЙ работы своих центров, триединства сознания и, следовательно, возвращает собственный внутренний мир в качестве материала для актерского творчества.
Взломать горизонталь ради преодоления в себе механического человека - единственный способ продолжить эволюцию сознания, познать свое Я и владеть его возможностями.
Знания, данные Гурджиевым, опередили его эпоху на сотню лет. Только сейчас, с развитием информационных технологий и нейрофизиологической психологии, стали понятны его идеи об управляющих центрах психики человека. Однако некоторые идеи Гурджиева еще ждут своих "открывателей"….
Гурджиев писал: “Человек — это многосложное существо. Обычно, когда мы говорим о себе, то говорим «я». Но это наше заблуждение. Того «я» не существует или скорее существуют сотни, тысячи маленьких «я» в каждом из нас.
Мы разделены в самих себе, но мы можем узнать множественность своего существа ТОЛЬКО посредством НАБЛЮДЕНИЕ и изучения. Многие «я» в нас являются противоречивыми, вот почему мы не функционируем гармонично !“
_______________________________________ Каковы же основные практики, предлагаемые учением Гурджиева ?!
Ученикам Гурджиев объясняет, что эти практики преследуют ОДНУ цель: включение самонаблюдения и самосознания ради того, чтобы ПРОБУДИТЬСЯ от сна механической жизни и понять свою истинную сущность.
В самых общих чертах, основные практики могут быть разделены на три части.
Первая группа практик –Самонаблюдение - способность увидеть себя: наблюдать за миром и в то же время за самим собой, чтобы убедиться, что твоя личность очень фрагментирована, разбита на сотни, а, может быть, даже больше частей, которые не являются подлинными «я» и почти не связаны друг с другом.
Гурджиев говорит, что мы – машины, и все наши реакции – автоматические. Гурджиевская Работа базируется на идее познания себя – а для того, чтобы узнать себя, нужно увидеть себя, наблюдать себя так беспристрастно, как это делают ученые, изучая незнакомое явление – и это наблюдение должно выполняться в контексте тщательно продуманного плана самоизучения.
Вторая часть практик - Самовоспоминание. Эти практики связаны с идеей, что пока мы не осознаем, что мы не присутствуем здесь и сейчас, маловероятно, что мы почувствуем, что надо что-то менять.
Гурджиев приносит эту идею, поистине революционную – идею о том, что мы не помним себя, свое реальное «Я». Мы не ощущаем себя. И он дает начало новой группе практик, нацеленных на пробуждение, включающей работу и с механической частью себя – множество «Я», множество личностей, множество масок, - и с вечной частью себя, моей сущностью и тем, кем я могу стать.
Третья группа практик не описана в большинстве книг, это практика Привлечения внимания к телу через развитие ощущения тела. Эти практики направлены на то, чтобы, работая с вниманием, войти заново в физическое тело, начать присутствовать в нём. И эта практика физического присутствия так же важна, как две другие основные практики. Эти три практики, пожалуй, самые фундаментальные из всех.
Механик человеческих душ – так можно было бы назвать Георгия Ивановича Гурджиева, создавшего и развившего философскую концепцию о человеке как механизме, которым можно управлять, вести в нужном направлении, проводить над ним психологические эксперименты и добиваться полного послушания.
Всех людей он разделил на управляющих и управляемых в зависимости от того, насколько человеку подотчетны его собственные физические и психические проявления.
Манипулировать общественным сознанием и направлять человеческие потоки в горнило истории могут лишь те, кто в состоянии подчинить чистому разуму все движения собственной души, включая желания, влечения и инстинкты.
Своих учеников Гурджиев убедил в том, что современный человек бессознателен во всех проявлениях, – это машина, полностью управляемая внешними обстоятельствами.
Для того, чтобы перестать быть зависимым от внешних факторов, нужно, в первую очередь, взять под контроль факторы внутреннего мира, научиться управлять собой, подобно тому, как можно научиться управлению автомобилем.
Человек, по утверждению Гурджиева, – машина, которой он может оставаться сколь угодно долго, пока сам не захочет перестать быть ею.
Быть управляемым, подчиненным, ограниченным – значит, быть машиной, но для того, чтобы выйти из замкнутого механистичного круга предопределения, «необходимо прежде всего познать эту машину. Когда машина познает себя, она перестает быть машиной – по крайней мере такой машиной, какой она была до этого. Она уже начинает нести ответственность за свои действия». В противном случае человек навсегда останется «рабом и игрушкой воздействующих на него сил».
«Если человек живет без внутренней борьбы, если он идет, куда его влечет и куда дует ветер, он остается таким же, каким был прежде» – говорил Гурджиев. Будучи убежден в том, что жизненные трудности нужно использовать для интеллектуального и духовного развития, он умело создавал дополнительные препятствия для своих учеников с целью активизации их внутреннего роста….
Необъяснимая власть Гурджиева над собственными учениками поражала и пугала людей. Показываемые гастролирующей «труппой» демонстрационные выступления, направленные на пробуждение у публики интереса к необычным скрытым способностям человека, вызывали сильнейший общественный резонанс.
В начале ХХ века Гурджиева сравнивали с легендарными Гудини и Калиостро, сейчас на подобное внимание публики мог бы претендовать только Дэвид Коперфильд.
Жителей Запада поражали возможности учеников Гурджиева, способных передавать мысли на расстоянии и впадать в состояние, в котором человеку не ведомы ни боль, ни страх.
Индивидуальный путь Козерога – одиночное восхождение к поставленной цели – был пройден Гурджиевым еще к середине жизни.
В дальнейшем его более волновали (опять же присущие Козерогам) мессианские чаянья спасения «зомбированного» человечества и продвижения его по эволюционной лестнице, чему немало способствовало восторженное отношение к нему его учеников, боготворивших личность Учителя.
Гуру Гурджиев или Гур Гуруджиев стал образчиком строгого наставника «козерожьего» образца, умевшего ставить перед последователями конкретные задачи, поддерживать дисциплину в рядах адептов (или агентов) и достигать реального результата.
Взгляды Гурджиева несомненно, заинтересовали руководство большевистской России.
Для того чтобы оценить степень значимости идей Гурджиева для формирования государственного механизма, основанного на всесилии вождя и абсолютной подчиненности рядовых граждан, исполненных веры и решимости следовать поставленному курсу, достаточно упомянуть среди последователей Джиурджиадзе (Гурджиева) человека по фамилии Джугашвили (Сталин).
Ходили слухи, что Гурджиев давал уроки гипноза будущему «фюреру» Третьего Рейха Адольфу Шикльгруберу, известному всему миру под фамилией Гитлер….
Столкновение двух самых одиозных фигур ХХ столетия – Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина, вылившееся в самое чудовищное и кровавое противостояние двух сильнейших империй за всю историю человечества невозможно рассматривать лишь в плоскости столкновения государственных интересов.
Великая Отечественная Война – не просто война, это настоящая борьба двух сильнейших магов, каждый из которых был знаком с учением Гурджиева, а, возможно, и учился искусству воздействия на массы людей у одного и того же эзотерического учителя – Георгия Ивановича Гурджиева, предпочитавшего самому оставаться за кулисами драмы мировой истории ХХ века. Интерес к оккультизму, магии и символизму, проявляемый как Гитлером, так и Сталиным, ставит их в разряд «мистических» правителей, власть которых зиждилась не только на системе подавления инакомыслия, но и на умении внушить требуемую идею населению целой страны….
Внутренний самоконтроль – основное требование от ученика, идущего по пути познания самого себя. Самоконтроль позволяет структурировать микрокосмос, вырвать из хаоса инстинктивных желаний истинную сущность и выйти на новый уровень постижения действительности. Как часто случается, в своем странствии длиною в жизнь Георгий Иванович Гурджиев начал за здравие, а закончил за упокой.
В молодости он называл себя искателем Истины, в старости же писал «Рассказы Вельзевула своему внуку». Баалзебуб (Вельзевул) в семитской мифологии – повелитель тьмы, нашел путь к сердцу неосуфийского гуру, проявившись в оккультных исканиях и магических практиках Гурджиева….
Гурджиев, чье учение в равной степени заинтересовало как Адольфа Шикльгрубера (Гитлера), так и Иосифа Джугашвили, умер точно между двумя датами смерти лидеров нацистской Германии и Советского Союза. Гитлер застрелился в 1945 году, Гурджиев скончался через четыре года (в 1949 году), а еще через четыре года (в 1953 году) ушел из жизни Иосиф Сталин.
Став на сторону темных сил, отдав дань Вельзевулу, Гурджиев оказался игрушкой в руках мирового зла. По окончании самой кровопролитной в истории человечества войны и разрушении одного из полюсов противостояния двух тоталитарных систем, маг Гурджиев с его экстремальной философией разрушения общечеловеческих ценностей оказался более не нужен.
Своим выбором талантливый маг-гипнотизер сослужил службу силам Тьмы, которые отказались от его услуг, как только начался период восстановления разрушенных войной государств.
Зло пожирает само себя, подобно тому, как гностический змей поедает свой собственный хвост, закольцовывая кармические причинно-следственные связи.
То обстоятельство, что Георгий Иванович Гурджиев умер в момент точного обращения Черной Луны в Овне 29.10.1949, окончательно снимает все вопросы о его морально-нравственном выборе и той роли, которую он сыграл в новейшей истории Европы.
Лилит в самом воинственном знаке Зодиака – Овне, звучащем на латыни как Aries – ничто иное, как черная метка в гороскопе мага, сумевшего своими манипуляциями оказать влияние на политиков, в руках которых были судьбы мира. Два арийских народа схлестнулись в горниле Мировой войны, оставив лучших своих сынов на поле брани. Пепелище и разруха – таков итог мировой драмы, которую можно с полным основанием назвать «борьбой магов». Ссылка. В 2007 году по российскому телевидению показали фильм о Гурджиеве под броским названием «Гитлер, Сталин и Гурджиев». В нём предпринята попытка доказать, что между Гурджиевым и двумя диктаторами существовала связь. Создатели фильма намекают, что и Сталин, и Гитлер в разное время были учениками Гурджиева и что в их деяниях можно усмотреть следы гурджиевской воли.
Ставя балет «Битва магов», Гурджиев не только развивал духовные и физические способности своих учеников, но и, возможно, стремился осознанно шевелить определёнными макрокосмическими пластами или, если выражаться терминами Юнга, работал с коллективным бессознательным, через постановку балета воздействуя на архетипы
С помощью балета «Битва магов» Гурджиев проводил провокацию, сталкивал на «тонком уровне» некие силы. Как хороший социальный психотерапевт, он исполнил роль метафизического провокатора, экзорциста, изгоняющего бесов. Раскачал основы мира (архетипы), чтобы спровоцировать кризис, пройдя через который человечество смогло бы оздоровиться (а, заметим, человечество было, по Гурджиеву, абсолютно больным).
Столкновение, изображённое Гурджиевым в балете «Битва магов» в 1924 году (или же спровоцированное этим балетом), вскоре нашло своё отражение в материальном мире. В этом смысле, возможно, намёки создателей фильма «Гитлер, Сталин и Гурджиев» на решающую роль Гурджиева в событиях Второй мировой войны оправданны.
Хотя и остаются фантазиями, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
После аварии Гурджиев прожил ещё 25 лет. Выкарабкавшись с того света и постепенно оправившись от катастрофы, он переходит на другую ступень в иерархии магов — из практикующего мага превращается в писателя. Подобно тому как много лет назад, придя в себя после пулевого ранения, он отказывается от непосредственного «применения исключительной силы», теперь он совсем отходит от дел.
Решив «посвятить все функции своего внутреннего мира одной цели: как бы то ни было, суметь изложить саму суть всего того материала, на который пролил свет для блага человечества, в какой-либо описательной форме», он пытается дать последовательное и систематическое изложение своего учения, но получается довольно бледно. Может быть, всё дело в том, что учение было лишь средством, инструментом?
Есть такая суфийская притча: один шейх в ответ на домогательства нерадивой группы своих учеников, требовавших сенсаций и точных инструкций, написал специально для них книги по гаданию, астрологии и хиромантии. Клюнув на это вторичное знание, плохие ученики перестали мешать достойным.
А достойные… Достойные продолжили танцевать «Битву магов». И балет этот продолжается до сих пор. Обосновывая данные тезисы, Гурджиев утверждал, что Луна не космическое тело, а живое существо, космическое чудовище. Она высасывает всю энергию, которую вырабатывают живые организмы на Земле, в том числе и люди, потому они и находятся во сне, живут, как автоматы. Но такое положение недолговечно. Вскоре Луна, набравшись сил, посягнет на власть Солнца, тоже живого существа со своим характером и претензиями. Начнется битва двух небесных гигантов. Земля же, лишенная Луной своей энергии, сейчас спит. Однако в момент схватки космических гигантов проснется: начнутся войны, люди как звери будут уничтожать друг друга, большая часть их погибнет в этой небесной драме, и прежде всего те, кто не был к ней готов, кто не усовершенствовал себя по системе Гурджиева, позволяющей успешно освоившему ее слиться с космосом, раствориться во Вселенной Спасутся, заявил Гурджиев, только те, кто примкнет к нему.
Скорее всего они спасутся бегством в другие уголки космоса, которые будут открыты для них лучом творения, познанным в ходе духовной эволюции.
Свое учреждение Гурджиев пытался превратить в доходное предприятие. Он растянул рабочий день своих учеников до 14 часов, в несколько раз увеличил вступительный взнос, читал лекции. Наконец, написал и издал многотомный труд «Все и вся», который надеялся выгодно продать хотя бы своим ученикам.
И вначале Гурджиеву сопутствовал успех Он стал популярным во Франции, Англии, Германии, даже в Америке. К нему стремились толпы жаждавших чудесного исцеления от духовной и физической импотенции и просто любопытных. Они вносили крупные вступительные взносы на банковский счет учителя, раскупали его книги, ожидая, когда же появится свободное место в гурджиевском монастыре.
Но постепенно климат в Западной Европе менялся. В воздухе запахло порохом, люди стали больше думать о спасении тела, а не духа. Ученики начали разъезжаться по домам. Доходы Гурджиева резко упали. Особняк, сельскохозяйственный инвентарь, автопарк и голландских коров власти описали за долги. «Институт гармонического развития человека» прекратил свое существование.
Гурджиев, покинутый всеми, последние дни жизни провел в нищете. Пережив вторую мировую войну, он скончался в 1949 году в Париже, в приюте для бездомных.
Согласно Гурджиеву, человек живет в очень ничтожном месте Вселенной. Планетой управляет множество механических законов, затрудняющих самореализацию человека. Внутренний рост достигается нелегко, от человека требуются огромное внимание и большие усилия. И хотя человек имеет возможность повысить уровень своего сознания и, следовательно, бытия, одному ему реализовать это неимоверно трудно.
Работа над собой, по учению Гурджиева, является индивидуальной и опытной. Ничто не должно приниматься на веру, если оно не доказано личным опытом.
На "Четвертом пути" - так Гурджиев назвал свое учение - человек должен утверждаться сам. Метод саморазвития, которому он обучал, - это попытка освободить человека от груза законов, влияющих на его развитие.
Он утверждал: один из важных законов развития имеет отношение к духовному толчку, т.е. для духовного развития личности необходимо дополнительное воздействие со стороны Учителя или группы.
Он говорил о законе трех, который называл основным законом, касающимся всех событий - всегда и везде.
Этот закон говорит, что каждое проявление- это результат трех сил: активной, пассивной и нейтральной. Этот закон- основа любого творчества - отражен во многих мировых религиях. Вследствие этого закона, работа над собой - это не чтение книг. Необходимо тройственное усилие: активное - Учителя, пассивное - ученика, нейтральное- группы. Но тот, кто жаждет знания, должен сам сделать первое усилие, чтобы найти истинные знания и приблизиться к ним.
Знание не может прийти к людям без их собственных усилий,- говорил он. "Необходима организация, необходимо работать в группе и с помощью того, кто уже освободился раньше. Только такой человек может подсказать, каков путь освобождения. Нужны точные знания, инструкции тех, кто уже прошел путь, и необходимо использовать их сообща".
Эзотерическая истина учения Гурджиева адресована прежде всего самому человеку и только через него - внешнему миру.
Учение это позволяет критически взглянуть на себя и на мир, попробовать понять мироощущение другого человека, задуматься серьезно над фундаментальными вопросами бытия.
Итак.. Мы узнали, что сам Гурджиев был крайне ПРОТИВОРЕЧИВОЙ личностью, но человеком, который оставил после себя и очень много вопросов и очень много ответов... Лично я считаю, что если и искать практики по ОСОЗНАННОЙ работе над собой то стоит обратиться к книгам Гурджиева...
Что бы о нём не говорили, его книги и тогда и сейчас ПОМОГАЮТ человеку разобраться в таком вопросе как ПОВЫШЕНИЕ своей ОСОЗНАННОСТИ.
Что для истинного эзотерика явно не пустой звук а КРОПОТЛИВАЯ и НУЖНАЯ работа....Эта работа НАД СОБОЙ была нужна тогда, 100 лет назад, нужна она и сейчас....Без ОСОЗНАННОЙ работы над собой продвинуться в эзотерике не представляется возможным....
Если слёзы - то от счастья! Если звёзды - то в руках! Если ждать - то не напрасно, а летать - не только в снах. После долгого ненастья - ярче солнце в небесах! Если ночи - то в объятьях! А любовь - НЕ НА СЛОВАХ !!!
прочитала В поисках чудесного Петра Успенского,ученика Гурджиева-вот выдержка из книги:
- Все дело в готовности пожертвовать собственной свободой, - говорил Гурджиев. - Человек сознательно и бессознательно стремится к свободе, как он ее понимает; и это обстоятельство сильнее чего бы то ни было препятствует достижению им свободы. Но человек, способный чего-то добиться. рано или поздно приходит к выводу, что его свобода - это иллюзия; и соглашается этой иллюзией пожертвовать. Он добровольно становится рабом; он делает то, что ему говорят, он говорит и думает так, как ему сказано. Он не боится потерять что-то, потому что знает, что у него ничего нет. И в результате он приобретает все. Все, что было в нем реального - в его понимании, в его симпатиях, вкусах и желаниях, - все это возвращается к нему вместе с тем новым, чего он прежде не имел и не мог иметь, вместе с чувством внутреннего единства и воли. Но для того, чтобы прийти к этому пункту, человек должен проделать трудный путь рабства и повиновения. И если он хочет достичь результатов, он должен повиноваться не только внешне, но и внутренне. Это требует большой решимости, а решимость требует ясного понимания того факта, что иного пути нет, что человек не в состоянии что-то сделать самостоятельно, -но в то же время делать что-то необходимо.
"Когда человек придет к заключению, что он не может и не хочет жить так, как он жил до сих пор, когда он по-настоящему увидит все то, из чего состоит его жизнь, когда он решит работать, он должен быть правдивым по отношению к себе, чтобы не попасть в еще худшее положение. Нет ничего хуже, чем начать работу над собой, а затем бросить ее и оказаться между двух стульев; лучше уж и не начинать. И для того, чтобы не начинать напрасно, чтобы не рисковать обмануться на свой счет, человек должен неоднократно проверить свое решение. Прежде всего ему необходимо знать, как далеко он желает идти, чем готов пожертвовать. Нет ничего проще, чем заявить: всем. Человек никогда не сможет отказаться от всего, да от него этого и не потребуют. Но ему надо точно определить, чем он намерен пожертвовать, и впоследствии не торговаться. Или с ним случится то, что случилось с волком в одной армянской сказке. Знаете армянскую сказку о волке и овцах?
"Жил как-то волк; он растерзал множество овец и поверг в смятение и слезы многих людей.
"Наконец, не знаю почему, он почувствовал вдруг угрызения совести и стал раскаиваться в своей жизни; он решил измениться и более не убивать овец.
"Чтобы все было серьезным, он отправился к священнику и попросил его отслужить благодарственный молебен.
"Священник начал службу, а волк стоял и плакал в церкви. Служба была длинная. Волку случилось зарезать немало овец и у священника; поэтому священник со всей серьезностью молился о том, чтобы волк изменился. Но вдруг волк выглянул в окошко и увидел, что овец гонят домой. Он начал переминаться с ноги на ногу; а священник все молится, и молитве не видно конца.
"Наконец волк не выдержал и зарычал:
"- Кончай, поп! А то всех овец домой загонят и оставят меня без ужина!
"Эта сказка очень хороша, потому что великолепно описывает человека. Он готов пожертвовать всем; но вскоре выясняется, что сегодняшний обед-это совсем другое дело. "Человек всегда желает начинать с чего-то большого. Но это невозможно: выбирать не из чего; мы должны начинать с вещей и дел сегодняшнего дня."
Дата: Воскресенье, 24.08.2014, 15:46 | Сообщение # 4
Группа: Друзья
Сообщений: 112
Статус: Offline
Жаль, что мало в своем учении уделял места Творчеству человека... Гурджиевские танцы - это больше динамическая медитация, свойственная машинам или роботам... ... и ДУХу... времени не хватило... самое трудное в этой жизни - быть человеком
Дата: Понедельник, 18.06.2018, 11:00 | Сообщение # 5
Группа: Друзья
Сообщений: 3634
Статус: Offline
Вокруг Гурджиева
Содержание ветки: Нотт "Учение Гурджиева" Гурджиев «Последний час жизни" Бертон Р. Самовспоминание. Природа внимания Практика внимательности Школа Четвёртого Пути Михаил Чехов - О технике актера Минделл - «Вскачь, задом наперед» Бахтияров - Деконцентрация Лебедько - Хроники Российской саньясы (из жизни российских мистиков 1960-1990 гг.) Сант Кирпал Сингх - Колесо жизни Четвёртый путь для «чайников», или Как стать Аватаром - Веселов Бахтияров о психонетике Скрытые эволюционные возможности - Джагдиш
*************
Предложили также обсудить что-то по Гурджиеву-Успенскому. Вряд ли стоит постить выписки из этих достаточно известных классиков. Тем более, что не хотелось бы давать шанс уходить от разговора по существу, переводя его на личность Гурджиева и его непростые отношения с Пётром Демьяновичем. На сей счет есть прекрасная работа Аркадия Борисовича Ровнера* "Гурджиев и Успенский" http://kniga-s.ru/free/gurdzhiev-i-uspenskij.html /Успенский с Гурджиевым. Успенский без Гурджиева./ А также его Интерьвью. О Гурджиевеhttp://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?sait=4&id=3980
--- * об этом интересном персонаже см. не только Вики, но и главу об этом наставнике многих, более чем он известных личностей http://sannyasa.narod.ru/chronicles/vol1/rovner.htm в интересной работе Лебедько "Хроники Российской саньясы (из жизни российских мистиков 1960-1990 гг.)" 1-4 тома, по выпискам из которой тоже можно будет сделать темку
Дата: Понедельник, 18.06.2018, 11:01 | Сообщение # 6
Группа: Друзья
Сообщений: 3634
Статус: Offline
Нотт К.С. – Учение Гурджиева (ДНЕВНИК УЧЕНИКА) Описание нескольких годов жизни с Г.И.ГУРДЖИЕВЫМ и А.Р.ОРЕЙДЖЕМ «Вообще, вниманием обладают немногие люди. В этой работе вы должны попробовать добиться внимательности. Только когда вы добьетесь внимательности, вы сможете начать наблюдать над собой и познавать себя. Вы должны начинать с малого».
«С чего же мы должны начинать?» “Чтобы добиться чего-то реального, необходимы длительная практика и большой труд. Сперва попробуйте выполнить небольшие задачи.». Начните с любви к растениям и животным, и тогда, возможно, вы научитесь любить людей». «Что такое размышление?» Он ответил: «В одном из аспектов это обдумывание с помощью мыслительной части каждого центра - интеллектуального, эмоционального и двигательного. В Новом Завете сказано: «Мария размышляла обо всем этом в своем сердце». Это означает - повторяла, взвешивала». Суть метода можно вкратце подытожить следующей фразой: намеренное страдание и сознательный труд. Намеренное страдание есть принуждение себя переносить неприятные проявления других; сознательный труд есть усилие ощущать, помнить и наблюдать себя. Самовспоминание никогда не становится привычкой. Оно всегда является результатом сознательного усилия, поначалу очень слабого, но возрастающего в процессе делания. Момент самовспоминания есть момент сознания, т.е. самосознания не в обычном смысле слова, а сознанием истинного себя, которое и есть Я, вместе с осознанием своего организма - тела, чувства и мыслей». «Человек не может не вспомнить себя, поскольку он пытается это сделать с помощью своего разума — по крайней мере, вначале. Самовспоминание начинается с самоощущения. Это должно делаться через инстинктивно-двигательный центр и эмоциональный центр. Один разум не более составляет человеческое существо, чем возница - целый экипаж. Центр тяжести перемены находится в двигательном и эмоциональном центрах, но они заняты только настоящим, разум же смотрит вперед. Желание перемены - быть тем, чем следует быть, -должно находиться в нашем эмоциональном центре, а способность делать - в нашем теле. Чувства могут быть сильны, но тело лениво, охвачено инертностью. Разум должен изучить язык тела и чувства, а это делается с помощью надлежащего наблюдения над собой.». вы сидите напряженно все время. Вы ничего не можете поделать, даже если знаете об этом. Ваш разум не властен приказывать. Чтобы освободиться от ненужных напряжений, требуется длительная тренировка. И, тем не менее, тело не тратит столько энергии, сколько ассоциации. Мы все время испытываем тысячи бесполезных мыслей, чувств и переживаний, приятных и неприятных; и все они действуют без участия Я. Энергия, затраченная на сознательную работу, преобразуется для будущего использования; энергия, затраченная бессознательно, теряется навсегда».
Перед женитьбой держи глаза широко раскрытыми, после женитьбы - полузакрытыми. Тот, кто избавился от болезни «завтра», получает шанс достичь того, ради чего он здесь находится. Величайшее достижение человека - быть способным делать Я люблю того, кто любит работу Одним из сильнейших побуждений к работе над собой является осознание того факта, что вы можете умереть в любой момент. «Ярче солнца, чище неба, тоньше эфира —это «истинное я» внутри моего сердца. Я есть то «истинное Я», то «истинное Я» есть Я». «Что касается главной черты, то одна ее характеристика в том, что вы принимаете себя таким, каким вы сущностно желаете быть». Не важно, что написано. Важно - как понято.
Гурджиев ПОСЛЕДНИЙ ЧАС ЖИЗНИ (приписывается Гурджиеву)
Прожить в этом мире от начала до конца – означает еще одно проявление Абсолюта.
Упражнение Оглянитесь на только что прошедший час, как если бы он был для вас последним часом на земле, и вы только что осознали, что умерли. Спросите себя, довольны ли вы последним часом своей жизни? А теперь оживите себя вновь и поставьте перед собой цель в течение следующего часа (если вам посчастливится его прожить) извлечь из жизни немного больше, чем вам удалось в предыдущий час. Определите, где и когда Вам следовало быть более осознанным, где проявить больше внутреннего огня. Каждый час тратьте хоть несколько мгновений, чтобы беспристрастно оценить час минувший, а затем настройтесь на то, чтобы извлечь еще больше полезного последующего часа. Человек, который знает, что скоро умрет, постарается максимально использовать каждый оставшийся ему час жизни. Мы не должны провалиться на самом серьезном экзамене, где самый серьезный судья наше "Я".
Каждый момент в отдельности, взятый без относительно другого момента, представляет частицу вечного Творения. Следовательно, в любой момент можно извлекать тончайшие субстанции, которые можно назвать "эссенция жизни". Мысленно представьте себе субстанцию "воздух" или субстанцию "впечатления". Наконец, нарисуйте мысленно субстанцию "момент". Да, это действительно субстанции, даже мгновения времени.
В конце каждого часа, оценив его пользу, представьте себе, что вы просыпаетесь в совершенно незнакомом для вас мире, по сравнению с часом предыдущим. Следует отметить, что кажущееся продолжение жизни предыдущего часа в действительности меняется ежечасно, хотя предметы кажутся теми же самыми.
Большинство людей находят массу отговорок не работать над собой.
Еще раз напоминаю, научитесь с наибольшей пользой проживать каждый свой час.
Умереть для этого мира навечно – это честь. За такую честь надо заплатить сознательной работой и преднамеренным страданием. Такое право надо заработать.
Попытайтесь относительно ясно представить себе свой последний час жизни на земле. Напишите как бы сценарий этого последнего часа, словно речь идет о съемках фильма. Спросите себя ? "Так ли я хочу распорядиться своим последним часом?" Если ответ не удовлетворит вас, переписывайте сценарий до тех пор, пока он вам понравится.
Вы даже не достигли простой жизненной цели – отдыхать
Наш основной враг, который мешает приложить нужные усилия, – безнадежность.
Знаю, у вас найдется много отговорок и оправданий тому, чтобы не готовить себя к своему последнему часу. Привычка – большая сила, но раз начав, вы можете научиться делать с каждым разом все больше и больше. Не теряйте ни одного дня попусту, иначе потеряете все, что приобрели. Думайте о репетиции своего последнего часа, как о занятиях балетом – заниматься надо всю жизнь. У меня в день на это упражнение уходит четыре часа, а в молодости я посвящал ему раза в два больше. Не важно, что написано. Важно - как понято.
Дата: Воскресенье, 27.06.2021, 09:26 | Сообщение # 8
Группа: Проверенные
Сообщений: 42
Статус: Offline
ЦитатаСоня ()
Знаю, у вас найдется много отговорок и оправданий тому, чтобы не готовить себя к своему последнему часу. Привычка – большая сила, но раз начав, вы можете научиться делать с каждым разом все больше и больше. Не теряйте ни одного дня попусту, иначе потеряете все, что приобрели. Думайте о репетиции своего последнего часа, как о занятиях балетом – заниматься надо всю жизнь. У меня в день на это упражнение уходит четыре часа, а в молодости я посвящал ему раза в два больше.
Остапа понесло ()
Интересный человек , но готовится по 4-8 час ежедневно к "последнему часу" ,однако ,через чур .
Однако ,Гурджиев профи
Цитата
Гурджиев около пятнадцати лет проработал в одной из крупнейших психиатрических лечебниц недалеко от Ташкента. Также известно, что в юности Гурджиев обучался в духовной семинарии, и даже некоторое время служил дьяконом в карском соборе, однако впоследствии оставил поприще священника
Сообщение отредактировал amm - Вторник, 29.06.2021, 06:08