Стоящий Будда. Одно из ранних известных изображений Будды Шакьямуни, I—II в. н. э. Греко-буддийское искусство, Гандхара (Токийский национальный музей). Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого»[1]; кит. 佛教 fójiào) — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни[2].
Сами последователи этого учения называли его «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке[3]. Различные исследователи определяли буддизм по-разному, как религию, философию, этическое учение, культурную традицию, цивилизацию, образование[4]. В настоящее время некоторые исследователи и буддийские деятели (в том числе Далай-лама XIV) определяют буддизм как «науку о сознании»[5][6][7][4].
Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований»[3].
Основы Учения
Статуя Сиддхартхи Гаутамы в Бодх-Гае, Индия. Бодх-Гая традиционно считают местом его просветления[8] После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются они сами, их привязанность к жизни, материальным ценностям, вера в неизменную душу, являющаяся попыткой создать иллюзию, противостоящую всеобщей изменчивости. Прекратить страдания (вступить в нирвану) и достигнуть пробуждения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», можно путём разрушения привязанностей и иллюзий устойчивости с помощью практики самоограничения (следования пяти заповедям) и медитации[9].
Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека. Будда указывал, что принимать его учение необходимо только посредством проверки через собственный опыт: «Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет — чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!»[10][11].
За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие — на благие деяния, третьи — на поклонение Будде. Различия в идеях и правилах в разных буддийских школах вынуждают «признать „буддизмом“ любое учение, считавшееся буддийским самой традицией»[12]. Но все они, как отмечает Е. А. Торчинов, базируются на следующих доктринах[12]:
Буддизм возник две с половиной тысячи лет назад на севере Индии. Именно там жил и учил мудрец по имени Будда Шакьямуни. Слово «буддизм», происходящее от имени «Будда», появилось намного позднее на Западе. Исторический Будда Шакьямуни родился около 560 г. до н.э. в королевской семье. С самого детства принца окружали красота и благоденствие, у него была возможность получить прекрасное образование. В текстах Сиддхартха Гаутама описывается как высокий, сильный человек с голубыми глазами. В двадцать девять лет будущий Будда впервые выехал за пределы дворца и столкнулся с тем, чего никогда раньше не знал, – он увидел старика, больного и покойника, которого везли на кладбище. Принц понял, что на свете нет ничего постоянного, и ушел из дворца, чтобы медитировать в горах и лесах северной Индии. После долгих поисков вечного смысла, в состоянии глубокой медитации, он узнал природу ума – достиг Просветления. Сам Будда, конечно, не называл свое Учение буддизмом. Он говорил «Дхарма». Чаще всего это санскритское слово переводят как «истина», или «природа всего сущего». Дхарма, или Учение Будды, – это 84 000 поучений и методов, ведущих от страдания к Освобождению и Просветлению, постижению истинной реальности. Будда дал так много поучений, потому что понимал – не может быть одной догмы на всех. От каждой болезни помогает свое лекарство. Разным людям подходят разные способы развития. Поэтому буддизм использует индивидуальный подход к обучению людей. Учение Будды, помогающее людям становиться бесстрашными, радостными и добрыми, является главной религией в ряде стран Восточной Азии. А с начала семидесятых годов XX века глубокое буддийское знание с его невероятным количеством методов пробуждает вдохновение и самый живой интерес у все большего числа людей на Западе. Будда учит о реальности абсолютной и обусловленной, причем методы, которые он использует, делают буддизм инструментом для изменения качества нашей повседневной жизни. Понимание этого открывает возможность переживания постоянного счастья. Буддизм не провозглашает догм – напротив, он побуждает задавать критические вопросы. С применением правильных медитаций интеллектуальное понимание Учения превращается в личный опыт. Дополнительные методы закрепляют все достигнутое в медитации. Цель Учения Будды – полное развитие изначального потенциала тела, речи и ума. Согласно этому Учению Будда видится как вневременное зеркало наших неотъемлемых возможностей. http://www.buddhism.ru/teachings/buddizm/
Существует дуккха («всё есть дуккха») — страдание (не вполне точный перевод в духе христианского понимания). Более точно под дуккхой понимают: неудовлетворённость, беспокойство, тревожность, озабоченность, страх, глубокую неудовлетворенность непостоянством, «неполноту», фрустрацию. У дуккхи есть причина (тришна или жажда: чувственных удовольствий, существования или несуществования, изменения, а также желание, основанное на ложном представлении человека о неизменности своего «Я»). Существует возможность освободиться от дуккхи (прекратить действие её причины). Существует путь, который ведёт к избавлению от дуккхи (восьмеричный путь, ведущий к нирване). учение о причинно-зависимом происхождении и карме, доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»), доктрина кшаникавады (учение о мгновенности), буддийская космология. Последователи буддийского учения полагают, что эти принципы указал сам Будда, однако трактовки доктрин в разных школах могут сильно отличаться. Так последователи тхеравады считают данные доктрины окончательными, а последователи махаяны указывают на их условность и считают их промежуточным этапом в познании учения. Доктор философских наук В. Г. Лысенко выделяет другой список основных элементов учения, которые являются общими для всех школ:
история жизни Шакьямуни, признание кармы и перерождений (сансара), Четыре благородные истины и Восьмеричный путь, доктрины анатмавады и взаимозависимого происхождения. Трактовка данного списка элементов в разных школах также неоднозначна. Так в отдельных текстах махаяны данные элементы характеризуются лишь в качестве искусных средств для привлечения внимания к буддизму «людей с обычными духовными возможностями».
Всё учение Будды неразрывно связано со срединным путём, который последователю необходимо находить заново в каждой новой ситуации. Согласно данному пути, Будда не приемлел ни аскетизма, ни его противоположности, гедонизма, выраженного в чрезмерном следовании наслаждениям. А в доктрине взаимозависимого происхождения с помощью данного пути Будда указывал как на ошибочность веры в кармический детерминизм (криявады), так и на ошибочность веры в случайность всех событий (ядриччхавады). Учение о срединном пути в виде «снятия всех оппозиций и их растворения в пустоте всего сущего» в дальнейшем развил Нагарджуна, основавший школу мадхьямаки (букв. «срединная»)
В буддийской «Сутре развязывания узла глубочайшей тайны» (Сандхинирмочане)провозглашается известная доктрина о трёх поворотах колеса Дхармы, согласно которой:
Во время первого поворота Будда проповедовал учение о Четырёх Благородных Истинах и причинно-зависимом происхождении (данный поворот связан с учением Хинаяны); Во время второго поворота Будда проповедовал учение о пустоте и бессущностности всех дхарм (данный поворот связан с учением праджня-парамиты школы Мадхьямака, считавшей сутры праджня-парамиты окончательными, а сутры третьего поворота лишь промежуточными); Во время третьего поворота Будда проповедовал учение о природе Будды и учение о «только лишь сознании», согласно которому «все три мира суть только лишь сознание» (данный поворот, который сутра характеризует как наиболее полный и окончательный, связан с учением школы Йогачара). Невозможно стать последователем учения «по рождению», стать буддистом можно только через осознанное принятие «прибежища», под которым понимают три драгоценности:
Будду (под буддой в разное время понимали как Будду Шакьямуни, так и любого будду или просветлённого); Дхарму (учение Будды, включающее в себя как опыт таковости «так как оно есть» или опыт буддовости, так и методы, ведущие к данному опыту, различные для разных людей Кратким изложением Дхармы являются Четыре Благородные Истины); Сангху (буддийское сообщество, под которым понимают как небольшую группу буддистов, так и всех буддистов вообще). Наиболее важной драгоценностью буддийские учителя считают Дхарму. Не все буддийские наставники однозначно трактовали принятие прибежища. Например, шестой чаньский патриарх Хуэйнэн рекомендовал: «Советую тем, кто понимает, найти прибежище в тройной драгоценности собственной природы». После принятия прибежища мирянину также рекомендовалось соблюдать пять буддийских заповедей (панча шила): воздержание от убийства, воровства, распутства, лжи и опьянения. При проповеди Будда не акцентировал внимание на наказании за несоблюдение заповедей, опираясь не на страх или совесть своих последователей, а на здравый смысл, согласно которому при выполнении данных заповедей станет более возможной «личная и социальная гармония». В целом, методы борьбы со страстями, созданные Буддой, отличаются от методов более ранних аскетических школ. Будда указывал на необходимость не подавления чувств, а на необходимость развития непривязанности к вещам и явлениям, необходимость сознательного контроля и практики самонаблюдения (пали сати, санскр. смирти).
Для получения умения помогать живым существам в прекращении их страданий, что является главной целью буддизма, буддисты в первую очередь пытаются уничтожить «три яда»:
неведение относительно истинной природы, являющееся, согласно двенадцатичленной формулы бытия, «корнем сансары»; страсти и эгоистические желания; гнев и нетерпимость. В учении раннего периода и в последующее время важную роль занимала буддийская медитация. В широком смысле она представляет собой совокупность методов физического и духовного самосовершенствования, связанных с тремя группами практик восьмеричного пути. В узком смысле под буддийской медитацией понимается бхавана или «культивирование», состоящее из практики самонаблюдения смрити, концентрации внимания (самадхи и дхьяны) и интуитивного прозрения (праджни) истинности основ буддийского учения.
Жизнь, согласно буддизму, представляет собой проявление сочетаний или «потоков» дхарм, являющихся нематериальными частицами или «индивидуализированными атомарными событиями, составляющими опыт живых существ». Это в равной степени относится как к человеку, так и, например, к камню. В случае, когда сочетание дхарм распадается, считается, что наступает смерть. После чего дхармы формируются в новое сочетание, тем самым запускается процесс реинкарнации, на который влияет полученная в прошлой жизни карма. Отрицая какую-либо «неизменную духовную субстанцию», существующую при перерождении, буддисты часто поясняли процесс перерождения при помощи следующей «процессуальной» модели: когда горящая свеча соприкасается с негорящей, пламя не передаётся, но является причиной, из-за которой начинает гореть вторая свеча. Бесконечный процесс перерождений, в ходе которого индивид испытывает страдания, возможно прекратить с достижением нирваны — «состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой как космическим Абсолютом».
Буддизм концентрируется на сознании, психологии и освобождении. К прочим вопросам, не связанным с поиском освобождения и просветлением, буддизм, по выражению Торчинова, «относится весьма прохладно». Будда считал бесполезными вопросами метафизические вопросы вида «Вечна ли вселенная?» или «Существует ли Татхагата после смерти?» и отказывался отвечать на них, храня «благородное молчание». https://ru.wikipedia.org/wiki....7%D0%BC
Течения буддизма На основе махаянских представлений буддизм часто делят на Хинаяну («Малую колесницу») и Махаяну («Великую колесницу»), отдельно от последней также часто выделяют Ваджраяну («Алмазную колесницу»). Хинаяна также может делиться на колесницу шравак и колесницу пратьекабудд, образуя таким способом вместе с Махаяной Три колесницы по другому принципу.
Современный буддизм также делят на Махаяну («великую колесницу»), к которой относятся тибетские и дальневосточные школы, и Тхераваду («учение старейших») — единственную сохранившуюся школу Никаи (англ.)русск. раннего буддизма. Причина обновлённого разделения состоит в том, что термин «хинаяна» из-за оскорбительного характера не применяется к тхераваде некоторыми исследователями, а также теми последователями буддизма, представители которых прибыли на шестой буддийский собор, проводившийся в середине XX века, и заключили соглашение о неприменении термина для тхеравады.
Весь период существования буддизма между колесницами продолжался процесс взаимопроникновения. Отчётливое разделение буддизма на колесницы началось в период распространения буддизма из Индии в другие страны и продолжилось после исчезновения буддизма в Индии.
Буддизм, распространённый среди некоторой части мирян и значительно отличающийся от буддизма, проповедуемого в монашеской среде, присутствием различных суеверий и добуддийских местных верований, носит название простонародного.
Течения, «включающие в себя элементы буддийского вероучения и практик», но не являющиеся частью традиционного буддизма, обозначают как необуддизм.
Хинаяна Хинаяна (санскр. हीनयान, hīnayāna, буквально «Малая колесница») — колесница, последователи которой стремятся к личному освобождению. Называется «малой колесницей», поскольку способна привести к освобождению только самого последователя. Название было введено махаянскими школами для обозначения всех немахаянских направлений буддизма и применялось в исторической полемике с ныне не существующими школами раннего буддизма с целью объяснения понятия бодхичитты.
Хинаяна разделяется на колесницы шравак (слушателей) и пратьекабудд, достигающих нирваны без поддержки сангхи. Содержала в себе, согласно современным исследованиям, от 23 до 30 школ, включая единственную сохранившуюся ортодоксальную школу тхеравады, а также такие школы, как сарвастивада (вайбхашика), саутрантика, ватсипутрия, самматия и другие. Современная тхеравада заявляет своё происхождение от вибхаджавады, существовавшей на Шри-Ланке. В другом значении под тхеравадой также имеют в виду направление стхавиравады, включавшее в себя 18 школ и сформировавшееся после начального разделения сангхи на стхавираваду и махасангхику[. В настоящее время тхеравада получила распространение в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.
Также с хинаяной связана сохранившаяся школа Риссю, имевшая на 1992 год 50—60 тысяч последователей и более двадцати храмов. В то же время данная школа не является «чисто хинаянистской школой» из-за использования махаянской философии.
Хинаяна опирается на Палийский канон, священным языком хинаяны является пали. В школах вайбхашика и саутрантика, которые являлись основными школами, формировавшими философию хинаяны, важное место занимал текст буддийского философа Васубандху «Абхидхармакоша».
В хинаяне впервые возникла структура в виде сангхи из монахов, которая существует благодаря мирянам. Хинаяна также впервые начала строить ступы.
Хинаяна следовала буддийской космологии, которая делит бытие на несколько уровней. Земля, согласно данной космологии, являлась плоской, с возвышающейся в центре горой Сумеру. Согласно космологии, в сансаре существует три слоя бытия: «мир желаний» (кама-лока), где живёт большинство существ, «мир форм» (рупа-лока), где живут высшие боги, не имеющие «грубых чувственных желаний», и «мир не-форм» (арупа-лока), где живут «существа, полностью избавленные от чувственности». Данные миры также соотносятся с восемью стадиями дхьяны.
Хинаяна очень отрицательно относится к окружающей человека сансаре, считая её полной страданий, нечистот и непостоянства. Хинаяна считает, что самым эффективным методом достижения нирваны является медитация. Древняя хинаяна отводит психопрактике крайне значительную роль. Внешней же практике, состоящей в основном из почитания ступ, придавалось менее важное значение. Последователь хинаяны должен был постепенно совершенствовать внимательность, сосредоточенность и мудрость. В итоге хинаянист поочерёдно становится одной из «четырёх благородных личностей»: «вступившим в поток» (шротапанной), «тем, кто вернётся ещё один раз» (сакридагамином), «невозвращающимся» (анагамином) и «совершенным» (архатом). Достичь нирваны и стать архатом, согласно хинаяне и тхераваде, могут только буддийские монахи, при этом также необходимо большое количество перерождений. Миряне же должны улучшать свою карму путём совершения хороших действий с тем, чтобы в одной из следующих жизней стать монахом. Наивысшим же достижением мирянина без становления монахом может быть лишь «попадание на небеса».
Учение хинаяны включает в себя все раннебуддийские элементы: три драгоценности, доктрину анатмавады о «не-я», Четыре благородные истины, учение о причинно-зависимом происхождении и другие элементы. Дополнительно хинаяна формирует учение о дхармах или «элементарных частицах психофизического опыта», комбинации которых, согласно хинаяне, и формируют всю реальность. Всего в хинаяне существует 75 видов дхарм, относящихся к одной из пяти скандх или пяти составляющих, из которых создаётся личность. Хинаянист может с помощью особых практик реализовать в себе праджню, позволяющую различать поток дхарм.
В процессе развития хинаяна не соглашалась с позицией махаяны и спорила с ней, но постепенно она вобрала в себя «ряд махаянских идей». Большинство западных буддологов до начала 1930-х годов считали хинаяну «истинным буддизмом», а махаяну искажённым вариантом, но после изучения текстов махаяны буддологи пересмотрели свою точку зрения.
Махаяна
В начале нашей эры махаяной стали обозначать новое буддийское учение, идейно противостоящее хинаяне. Существует несколько версий происхождения махаяны. Ранние версии происхождения из мирян и происхождения из школы махасангхика в настоящее время считаются опровергнутыми. Продолжает существовать версия происхождения махаяны из мест почитания и хранения сутр и версия происхождения от части буддистов-аскетов, выбравших жизнь в лесу. В последнее время появилась версия о «текстовом движении», связанная с распространением махаянских сутр и практиками их копирования, запоминания и декламирования.
Согласно одной из версий, махаяна окончательно сформировалась на юге Индии, согласно другой, на северо-западе Индии. В дальнейшем махаяна активно распространяется в период правления царей Кушана (нач. I века — сер. III века). На Четвёртом буддийским соборе, организованном царём Канишкой I, происходит узаконивание махаянских доктрин. С VI века махаяна активно распространяется в Тибете, Китае, Японии и постепенно прекращает своё существование в Индии. В настоящее время многие буддисты махаяны живут на Дальнем Востоке и в Центральной Азии, также значительное их число проживает на Западе.
Главными «опорами» махаянской традиции являются праджня (интуитивная мудрость) и каруна или сострадание. С помощью каруны и искусных средств или упай[ реализуется учение о бодхичитте, подразумевающее стремление к собственному пробуждению «на благо всех живых существ». Спасение всех без исключения живых существ подразумевает безграничную любовь и сострадание к ним или махакаруну, что воплощается в бодхисаттве — существе, который дал обет отказаться от индивидуального достижения нирваны до тех пор, пока он не поможет всем существам освободиться от страданий. Бодхисаттва идёт путём шести парамит, особое место среди которых занимает праджня-парамита. Сутры праджняпарамиты, описывающие последнюю «запредельную мудрость», указывают на пустоту и бессущностность всех явлений реальности или дхарм. Весь существующий мир, согласно праджняпарамите, является Дхармой или буддовостью, а то, что «человек различает в нём, и многое другое является иллюзией (майей)». Таким образом, сансара или «мир различений» характеризуется как сновидение.
Большинство сутр в буддизме являются махаянскими сутрами. Махаяна считает, что и в махаянских сутрах, и в Палийском каноне содержатся слова Будды, в отличие от тхеравады, признающей только Палийский канон. Самой ранней сутрой махаяны считается «Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра», появившаяся в I веке до нашей эры. Периодом активного создания махаянских сутр в Индии считаются II—IV века. К наиболее известным махаянским сутрам относят Ланкаватара-сутру, Сутру лотоса, Вималакирти-нирдеша-сутру, Аватамсака-сутру.
Целью махаянских школ, в отличие от школ хинаяны, является не достижение нирваны, а полное и окончательное просветление (аннутара самьяк самбодхи). Нирвану хинаяны последователи махаяны считают промежуточным этапом, указывая, что даже уничтожив клеши или омрачения сознания, остаются «препятствия гносеологического характера (джнея аварана)», под которыми понимается «неправильное знание». Таким образом, полностью пробуждённый самьяк самбуддха переживает состояние «много выше нирваны хинаянского архата».
Махаянская традиция проверяет буддийскую философию главным образом через следующие «четыре опоры»:
«опора на учение, а не на учителя»; «опора на смысл, а не на слова, его выражающие»; «опора на окончательный смысл, а не на промежуточный»; «опора на совершенную мудрость глубинного опыта, а не на простое знание». Основной религиозной практикой махаянских школ считается медитация, почитанию различных будд и бодхисаттв в махаяне отводится второстепенная роль.
Для махаянских школ Будда считается не просто исторической личностью, а «истинной природой всех дхарм». Согласно махаяне, Будда представляет собой три взаимосвязанных «тела» (трикая), и наивысшее «дхармическое тело» Будды соответствует «истинной природе всех феноменов». Природа Будды, согласно махаяне, это также «истинная природа всех феноменов» или дхарм. Исходя из этого вывода, махаянские школы указывают на абсолютную тождественность сансары и нирваны, которые являются, согласно учению, лишь разными аспектами друг друга. Также из того, что «все дхармы суть дхармы Будды», последователи махаяны делают вывод о том, что любое существо является буддой, но «только не пробудилось к пониманию этого».
Ещё одним отличием махаяны от хинаяны стало меньшее значение монашества. Последователю в махаяне необязательно становиться монахом, чтобы реализовать свою природу Будды. Некоторые тексты также указывают, что ряд мирян обрели «более высокие уровни духовного постижения, чем большинство монахов».
Последователи махаяны также проявляли большую гибкость и адаптируемость, используя разнообразные искусные средства, но не меняя при этом основы своего учения, и гораздо большее стремление проповедовать в других странах по сравнению с хинаяной. По этим причинам именно махаянская традиция трансформировала буддизм из региональной религии в мировую.
Одним из способов деления махаяны является её деление на тибето-монгольскую махаяну, главными в которой считаются тексты на тибетском языке и дальневосточную махаяну, опирающуюся по большей части на тексты на китайском языке.
Махаяна также подразделяется на «школы трактатов», основывающиеся на шастрах и уделяющие повышенное внимание философии, «школы сутр» и «школы дхьяны» (школы созерцания).
Основные философские направления махаяны или школы трактатов:
Мадхъямика — школа трёх трактатов, связываемая с сутрами праджняпарамиты. Была создана Нагарджуной в I—II веках. Йогачара — школа дхармовых признаков, связываемая с виджнянавадой или концепцией сознания. Была основана Асангой и Васубандху в IV—V веках. Основные школы сутр[90]:
Тяньтай/Тэндай и Нитирэн, Хуаянь/Кэгон. Основные школы дхьяны:
Чань/Дзэн/Сон/Тхиен — эти школы «мгновенного» пути являются ключевыми для данной группы. «С известными оговорками» Е. А. Торчинов в данную группу также включает: Амидаизм, «школу Винаи» (люй цзун) «школу мантр» или «тайного учения» (буддизм тантры или ваджраяна, которую часто выделяют в отдельную колесницу).
Ваджраяна
Ваджраяна является тантрическим направлением буддизма, образовавшимся внутри махаяны в V веке нашей эры. Практика в системе ваджраяны предполагает получение специальной абхишеки и сопутствующих ей наставлений от достигшего реализации учителя. Главным средством достижения просветления в ваджраяне считается тайная мантра. Другими методами являются йогическая медитация, визуализации образов медитативных божеств, мудры и почитание гуру.
Ваджраяна распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии. Из Тибета пришла в Монголию, оттуда — в Бурятию, Туву и Калмыкию.
Основные школы:
Тибетские школы Ньингма Сакья Кагью Джонанг Гэлу Сингон (японская школа)
Дата: Воскресенье, 25.10.2015, 13:08 | Сообщение # 5
Группа: Друзья
Сообщений: 5124
Статус: Offline
Послание всем ученикам Дхармы. Кармапа XVI
Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе ДорджеСлово «дхарма» может означать любой вид человеческой деятельности, но последователи буддизма под Дхармой подразумевают преобразование всего негативного в нас в нечто более реальное. Негативное — это пять негативных эмоций, и чтобы преобразовать их, мы должны следовать пути Махаяны. Пять негативных эмоций происходят из неведения, именно неведение мы должны преобразовать на пути к свободе. Много лет назад в ваджра-асане в Бодхгайе Будда обрел полное постижение истины. Непосредственно от его постижения происходит традиция Просветления, существующая в наше время. От его учения берут начало великие поучения Тантр, сила которых была подобна огню, до основания выжигающему склон горы. Великое пламя тантр дало рождение несчетному числу достигших совершенства сиддхов в Индии, знаменитых своими способностями. Эти Тантры — особенная часть Махаяны, позволяющей различить каждый момент в его мимолетности и достичь полного Состояния Будды в этот самый момент. Традиция Дхармы была принесена в Тибет сиддхами и учениками древней Индии, тибетскими учениками и переводчиками, энергично работавшими над этим вместе. Передача поддерживается непрерывно: с древних времен до сегодняшнего дня линия продолжалась в неразрывной последовательности совершенных существ. Среди них особенно выделялся Миларепа. Этому великому сиддхе сначала пришлось преодолеть множество трудностей, а затем практиковать много уровней йоги, чтобы обрести уверенность в истинной медитации. В конце он достиг состояния Махамудры и в одном теле за одну жизнь обрел полное постижение. Результаты его постижения до сих пор влияют на нас — люди, лишь услышав его имя, обретают свободу и спонтанно чувствуют вдохновение следовать его пути и развиваться. Это одинаково справедливо для Востока и Запада. Передача поддерживается непрерывно: с древних времен до сегодняшнего дня линия продолжалась в неразрывной последовательности совершенных существ. Это знак того, что энергия Просветления Будды может оказывать и оказывает воздействие на нас сегодня. Иначе для изменения ума человека было бы недостаточно услышать чье-либо имя, Это не влияло бы так сильно, как происходит во многих случаях. Побуждение людей следовать пути Дхармы, лишь услышав имя Миларепы или подумав о нем, — знак силы энергии Будды, — она до сих пор влияет на нас. Тем не менее у нас все еще есть карма, которую мы накопили за прошлые жизни, — мы продолжаем переживать приятные события вследствие своей хорошей кармы и плохие события вследствие накопленной плохой кармы. Хорошая карма способна привести нас к свободе и узнаванию мудрости собственного, присущего нам осознавания.путем обретения уверенного понимания природы учения Махаяны. В традиции Кагью необходимо одновременно работать со взглядом, медитацией и поведением, невозможно было бы обойтись без любого из этих аспектов. В то же время особенность традиции Кагью — приводить людей к постижению внезапно и спонтанно, не ссылаясь на взгляд, медитацию или поведение. У всех вас, кто связан с традицией Миларепы, есть большие надежды узнать
Цитата
свою истинную природу и обрести плод постижения Махамудры. Я делаю пожелания о том, чтобы в конце все вы развеяли тьму своего неведения, узнали мудрость своего собственного осознавания и достигли окончательного умиротворения абсолютного постижения Ваджрадхары. Я также делаю пожелания о вашем вневременном счастье и способности действовать безличностно на благо всех существ, пусть через постоянное размышление над этим каждый из вас становится очень полезным для существ и расценивает их нужды превыше всего. В действительности истинная традиция Кагью не в том, что ученик может сразу взяться за дело, и также не в том, что учитель может научить сразу. Подход в традиции Кагью чрезвычайно глубок: если бы учитель попытался научить человека, у которого нет соответствующих предрасположенностей, это не принесло бы пользы никому из них и на самом деле стало бы разрушительным. Если же учить человека, обладающего глубоким чувством доверия, стабильного до глубины его сердца и до мозга костей, тогда это оказывает наивысший преобразующий эффект. По этой же причине в традиции Кагью мы начинаем с изучения Колесницы Освобождения — Наивысшего Пути (1), который очистит наш характер с помощью четырех размышлений. Они приводят нас к устойчивому доверию, подтвержденному всеми великими учителями Кагью прошлого. Еще более важными, чем сами уровни медитации, являются предварительные практики, благодаря которым мы к ним подходим. Не очистившись от омрачений тела, речи и ума и продолжая искать счастье, мы будем погружаться в страдание, потому что всякий раз будем пойманы собственным неведением. Именно поэтому мы очищаемся от затемнений наших тела, речи и ума. Сначала мы практикуем простирания. Затем, чтобы очиститься от негативной кармы, которую накопили, мы делаем практику Ваджрасаттвы (Алмазного Ума). Далее, чтобы создать концептуальное накопление заслуги и неконцептуальное накопление мудрости, мы практикуем дарение мандалы. Наконец, поскольку истинная связь с Дхармой осуществляется через нашего Ламу и также потому, что через Ламу мы получаем традицию Дхармы, мы практикуем Гуру-йогу, чтобы получить энергию линии. Таким образом, практика с 400 000 повторениями предварительных упражнений очень важна,, на основе этого мы шаг за шагом начинаем развиваться через разные уровни медитации. В то же время особенность традиции Кагью — приводить людей к постижению внезапно и спонтанно, не ссылаясь на взгляд, медитацию или поведение. Относительно взгляда — Кагью всегда следовали традиции Мадхьямаки, Йен Тонг по-тибетски. Это всеобъемлющий взгляд за пределами какого-либо объекта исследования или возможности исследования чего-либо, взгляд пространства пустоты и великого блаженства. Такой всеобъемлющий взгляд пустоты соответствует поучениям великого индийского учителя Асанги. Относительно медитации — мы практикуем Шесть йог Наропы и глубинное понимание Махамудры, которое спонтанно проявляет истинную мудрость. С помощью этих средств мы в действительности обретаем четыре аспекта Состояния Будды. Тантра делится на Отцовскую тантру, Материнскую тантру и Недвойственную тантру. В Недвойственной тантре, называемой Калачакра, описывается всеобъемлющее великое блаженство, это всеобъемлющее великое блаженство является осуществлением пути. Именно с этой целью мы практикуем стадию развития спонтанной дакини и стадию завершения нераздельности праны и ума. В стадии развития мы практикуем достижение чистоты тела, речи и ума Будда-аспекта. При получении посвящения практикующие проходят четыре этапа: посвящение вазы, тайное посвящение, посвящение знания и мудрости и посвящение слова. В некоторых посвящениях проходят пятое посвящение осознавания. Все эти понятия означают одну основополагающую реальность, четыре аспекта Состояния Будды. Затем на основе чистоты, достигнутой на стадии развития, мы практикуем стадию завершения нераздельности праны и ума. Значимость этого сопоставима с важностью взгляда. В особенности это означает, что пустоту и мудрость нельзя воспринимать как двойственное. Таково понимание аспекта всеобъемлющего Состояния Будды, называемого Самбхогакайя, и, как описывается в Недвойственной тантре, ему соответствует вездесущее великое блаженство. Когда Бодхисаттва совершает пожелание, в этом всегда есть смысл: оно оказывает огромное влияние на тех людей, для кого совершается. Так гласят поучения традиции Кагью, и мы должны практиковать это. Но прежде чем практиковать, нужно удалить омрачения. Начав с практики Колесницы Освобождения — Наивысшего Пути, мы продолжаем шаг за шагом. Как если бы мы собирались забраться на крышу дома, сперва следовало бы подняться вверх по лестнице. Иначе как мы попадем туда? Я совершаю пожелания о том, чтобы все вы обрели эти постижения и, обретя их, приносили неограниченную пользу всем живым существам. Когда Бодхисаттва совершает пожелание, в этом всегда есть смысл: оно оказывает огромное влияние на тех людей, для кого совершается. Такой эффект происходит из огромной силы его устремления, воздействующего на других. Этот эффект не происходит из попыток сделать что-либо, а скорее возникает из отсутствия усилий. Никакое количество усилий никогда не могло бы иметь такого влияния. Отсутствие усилий — это абсолютный подход. Пытаться что-то сделать — это мирской подход. Я буду совершать пожелания о вашем полном и счастливом развитии в любви и сочувствии, пусть ваша Дхарма продолжает расти, пока вы все не обретете постижение.
(1) Полный перевод названия текста нёндро http://www.buddhism.ru/poslanie-vsem-uchenikam-dharmyi-karmapa-xvi/
Сообщение отредактировал Паладин - Воскресенье, 25.10.2015, 13:12
Дата: Воскресенье, 24.01.2016, 14:27 | Сообщение # 6
Группа: Друзья
Сообщений: 5124
Статус: Offline
Великая пустота
Это третья шуньята – маха-шуньята. Это пустота самого различия между обусловленным и Необусловленным, между миром и тем, что находится за его пределами, сансарой и нирваной. На этом этапе мы постигаем на опыте и осознаем, что различие, на котором до этих пор основывалась вся наша духовная жизнь, в конечном счете, – лишь анализ, произведенный умом, сотворенный умом. Это только концепция, концептуальное, а не реальное различие. Все, обусловленное и Необусловленное, в равной мере является шуньятой. Все это – одно и то же ничто, одна и та же пустота, одна и та же великая шуньята. Эта маха-шуньята объединяет в себе все противоположности, все различия, какими бы они ни были.
Согласно учениям «Совершенства Мудрости», все вещи, какими бы они ни были, большими или маленькими, высокими или низкими, чистыми или нечистыми, Просветленными или непросветленными, все существующие вещи, принадлежат одной и той же уникальной, невыразимой, абсолютной реальности, в которой нет никаких различий. Не то чтобы различия были стерты или уничтожены, но все они временны, не окончательны и не абсолютны. Таким образом, это учение дает очень обширную перспективу – на самом деле, мы сами совсем не обладаем такой перспективой, но оно показывает, какой она может оказаться в конце концов. Пустотность пустотности
Шуньята-шуньята, пустота пустоты, – последний и в некотором роде самый важный уровень пустотности. Он напоминает нам, что сама пустота при ближайшем рассмотрении оказывается лишь необходимой нам концепцией. Пусто не только обусловленное, пусто не только Необусловленное – даже сама абсолютная Пустота, Великое Ничто, сама по себе пуста. Она не является неизменным учением или догмой, за которую мы, в конце концов, можем ухватиться. Ее тоже нужно отвергнуть.
Согласно великому диалектику школы Мадхьямака, Нагарджуне, все учение – или скорее опыт – шуньяты предназначено для того, чтобы быть лекарством от всевозможных привязанностей, будь они к обусловленному или Необусловленному. Эти учения предназначены для исцеления от любой формы привязанности к «я», от самой грубой до тончайшей, будь это привязанность к маленькому эго или великой самости. Он говорит, что, если в итоге мы становимся привязанными к самой шуньяте, то мы заразили само лекарство, которое должно было нас излечить. Если само лекарство становится ядом, наш случай безнадежен.
Поэтому нам нужно идти вперед с большой осторожностью. Нагарджуна даже утверждает: «Лучше быть привязанным к «я», столь же великому, как гора Сумеру, чем быть привязанным к идее шуньяты». Если вы привязаны к представлению о «я», вы всегда можете излечиться с помощью лекарства шуньяты. Но если вы привязаны к самой шуньяте, нет лекарства, которое бы вас излечило. И когда мы начинаем рассматривать шуньяту как догму, доктрину или концепцию, или даже как опыт, тогда мы начинаем обживаться в ней, привязываться к ней. Следовательно, нам на самом деле нужно двигаться вперед очень осмотрительно.
Пустота находится за пределами даже пустоты. Пустоту нельзя описывать даже в терминах пустоты. Это пустотность пустотности, шуньята-шуньята. В конце концов, самый подходящий способ выражения в отношении четвертой шуньяты – отбросить длинные и утонченные объяснения, комментарии и комментарии на комментарии и не говорить вообще ничего. Можно быть настолько красноречивым и проникновенным, насколько вам это нравится, но в конечном итоге шуньята всегда останется тайной, величайшей из всех тайн, если иметь в виду учения Будды. Ее нельзя объяснить или даже описать.
Сама идея написать маленькую аккуратную главу или прочитать гладкую, завершенную лекцию на эту тему на самом деле довольно смехотворна. В лучшем случае можно дать разрозненные намеки, маленькие предположения и просто указать примерное направление, как мы указываем пальцем на луну. И если мы уверены, что не принимаем палец за луну, не принимаем эти намеки и предположения слишком буквально, тогда некоторые из них смогут помочь нам, подтолкнув нас к действительному опыту шуньяты, который сходен с опытом самого высочайшего Просветления.
Таким образом мы развиваем опыт шуньяты до того момента, где слова уже не могут быть нам полезными. Мы начинаем с опыта пустоты мира. Это глубокое осознание того факта, что все мирское, мир, каким мы его знаем, не имеет в себе ничего, совершенно буквально ничего, повторяю, ничего, что в конечном счете представляло бы для нас интерес или было по-настоящему ценно.
Поскольку этот мир пуст, наше внимание обращается к запредельному, Необусловленному. Мы, так сказать, погружаемся в него и, к нашему восторгу, понимаем, что оно пусто от всего мирского. Что можно обнаружить в мире, нельзя обнаружить здесь. В мире было страдание, здесь мы находим блаженство. В мире было непостоянство, здесь мы обнаруживаем вечность. В мире не было подлинного индивидуального «я», здесь, теряя «я», мы находим свою подлинную индивидуальность.
В конце концов, мы погружаемся в Необусловленное настолько, что забываем все об обусловленном. И тогда мы погружаемся в Необусловленное настолько, что забываем все о Необусловленном. А, забыв об обусловленном и Необусловленном, мы теряем любое ощущение различия между обусловленным и Необусловленным, мирским и запредельным. И после этого (хотя в этом осознании природы реальности, безусловно, нет различия между «до» и «после») мы достигаем состояния (хотя на самом деле это вовсе не «состояние»), которое можно выразить и передать только молчанием. В этом молчании мы переживаем на опыте тайну пустоты.
Дата: Понедельник, 25.01.2016, 16:20 | Сообщение # 7
Группа: Друзья
Сообщений: 5124
Статус: Offline
Тайна пустоты
Первоначально христианство было религией не догмы, а «таинств», и, на самом деле, в восточных православных церквях все еще говорят о таинствах христианства. Например, Пасха – это празднование подобного таинства, когда, согласно христианской традиции и верованиям, люди вспоминают о распятии и воскресении Христа.
Большинство ортодоксальных, практикующих христиан понимают оба эти события в одинаково буквальном смысле. Они верят, что Христос воскрес физически, исторически, точно так же, как был распят, и что впоследствии он вознесся на небеса, вместе со своей плотью, кровью, костями и всем прочим. Большинство практиков христианства верят, что весь его психофизический организм отправился на небеса в буквальном, физическом смысле и, как подразумевается, воссел на физическом троне по правую руку от Отца.
Конечно, буддисты в это не верят. В то время как распятие могло произойти в действительности, воскресение и вознесение, с точки зрения буддизма, почти наверняка являются мифом. Речь не о том, что эти мифы неистинны. Когда я говорю, что воскресение, а на самом деле и распятие, по своей сути прежде всего мифы, я не имею в виду, что они неистинны. Скорее я имею в виду, что истина, которую они содержат, является духовной, а не научной или исторической.
Таким образом, с точки зрения буддизма распятие, воскресение, весь праздник Пасхи на самом деле символизирует собой духовное возрождение после духовной смерти. Он символизирует собой победоносное появление нового состояния существа, даже нового состояния осознанности, из старого состояния. Мы можем даже сказать, что это символизирует – говоря языком Дзен-буддизма – великую смерть перед достижением великого Просветления.
Праздник Пасхи по своему происхождению – языческий праздник. Он отмечается весной, когда на деревьях распускаются новые листья, когда мы снова слышим пение птиц после тишины долгих зимних месяцев. Как пишет Беда Достопочтенный в своей «Церковной истории народа англов», слово «Easter» берет начало от старого англо-саксонского слова «eostre», которое, как он утверждает, было именем дохристианской богини бриттов – предположительно, богини плодородия. И, конечно, в Библии нет предписаний относительно дарения пасхальных яиц. Яйцо, неразбитое яйцо, – универсальный символ жизни, особенно новой, возрождающейся жизни. Это символ воскресения в самом широком смысле, который можно обнаружить практически во всех религиозных традициях.
Например, в изображениях в этрусских погребениях, датирующихся 1000 г. до нашей эры, мертвые часто изображаются на стенах собственных могил откинувшимися на традиционных ложах и держащими в вытянутых руках яйцо, символ их веры в то, что смерть – не конец, и за ней последует новая жизнь. Тот же самый символ можно обнаружить в буддийских литературных источниках. Будда в писаниях Махаяны говорит о Бодхисаттве, полностью посвятившем свою жизнь благу всех существ, как о том, кто выбирается из скорлупы неведения.
Поэтому тайна Пасхи имеет значение для всех нас, если мы способны ощутить весь спектр подтекстов праздника, несмотря на то, что грубая буквальная интерпретация его мифологии все еще используется официально, и поэтому буддисты не могут отмечать его так же, как христиане. Праздник Пасхи – это таинство, потому что эти мифы символизируют не доктрину, философию или догму, а опыт, нечто, суть чего невозможно передать, тайну. В своей универсальности это величайшая из тайн христианства.
В буддизме также есть свои тайны. И, возможно, величайшая из них, которая наиболее бескомпромиссно представляет собой опыт, не передаваемый по сути, – это тайна пустоты или, на санскрите, шуньяты.
«Пустотность» (voidness), «пустота» (emptiness) или даже, как передавал это Гюнтер, «ничтойность» (nothingness) – это прямой перевод слова «шуньята». Можно даже перевести это как «ноль»: в современных языках Индии ноль в математическом смысле – шунья. Но все эти более или менее буквальные, филологически верные переводы, как мы увидим, могут вести к заблуждениям.
Шуньята – это глубокая тайна не просто потому, что это трудная для понимания теория, сложная доктрина или особенно запутанный момент буддийской философии. Это тайна, потому что это вовсе не теория, доктрина или философия. Можно даже сказать, что это не просто тайна: это «загадка внутри головоломки, окутанная тайной» (если позаимствовать характеристику, данную Черчиллем советской политике). Шуньята, пустотность или пустота – это просто слова, которые мы используем, чтобы обозначить опыт – духовный, даже трансцендентный опыт, который мы никак не можем описать. Это тайна, потому что ее невозможно передать. Говорить о шуньяте так, как будто это доктрина, теория, философия и ничего более, – это фатальная ошибка, потому что она закрывает от нас любую возможность дальнейшего понимания.
Нельзя отрицать, что существует доктрина шуньяты, даже теория или философия шуньяты. Но нам нужно помнить, что эти концептуальные формулировки, подобно другим в буддийской традиции, существуют лишь в целях общения между Просветленными (теми, кто обладает опытом шуньяты) и непросветленными (теми, у кого нет такого опыта). То есть они представляют собой, так сказать, прежде всего – с точки зрения истории – передачу Буддой своего опыта своим непосредственным ученикам. И, обозначая истинность опыта Будды, они одновременно, исходя из собственного разнообразного контекста, указывают на то, каким образом мы сами можем пережить на опыте эту истину. Все эти так называемые доктрины, все эти формулировки – просто составляющие части «плота», единственная цель которого – перенести нас через воды рождения и смерти, через поток обусловленного существования, к берегу нирваны. Вне этой функции они не обладают никакой ценностью. Они – средства достижения цели, а не сама цель.
Это то, что мы всегда должны помнить, изучая буддизм, особенно в такой культуре потребления информации, как наша. Что бы мы ни узнали о буддизме, и в особенности о «философии» шуньяты, ее суть всегда остается тайной, чем-то, что нужно пережить как равную тайну в нашей личной духовной жизни.
Однако нужно сказать, что, являясь по своей глубочайшей сути вопросом опыта, предмет шуньяты нашел необычайно обширное и глубокое отражение в буддийских писаниях. На самом деле, эти писания, посвященные исследованию шуньяты, известные как сутры «Совершенства Мудрости», будучи собраны воедино, представляют собой, вероятно, самый важный корпус канонической литературы Махаяны.
Всего существует более тридцати сутр «Совершенства Мудрости», некоторые из которых насчитывают по нескольку томов, а другие очень кратки. Наиболее известные из них – это «Алмазная сутра», или «Ваджрачхеддика-сутра», и «Хридая», или «Сердечная сутра», каждая из которых довольно коротка и ежедневно читается в дзенских монастырях в Японии, а зачастую также и в тибетских монастырях.
Но все эти сутры, известны ли они или позабыты, главным образом касаются одной темы: шуньяты, пустотности, пустоты. Более того, во всех них этот вопрос рассматривается, по сути, одинаково: не логически, не метафизически, а как непосредственный духовный опыт. Большинство из этих текстов, как и другие сутры, преподносится в форме проповедей, данных Буддой, который говорит из глубины своего собственного трансцендентного опыта.
Они называются сутрами «Совершенства Мудрости», потому что именно посредством духовной способности Совершенства Мудрости, или праджни, воспринимается или, точнее, интуитивно постигается истина пустоты. Или, если выражаться более точно (то есть менее двойственно), праджня, Совершенство Мудрости, представляет собой субъективную сторону, а шуньята – объективную сторону того, что по сути является одним и тем же недвойственным опытом.
Однако было бы ошибочно воображать, что, раз мы говорим об опыте, мы имеем дело с чем-то простым или единичным. То, что мы называем шуньятой, состоит из целого спектра переживаний. Любой тибетский монах должен уметь без запинки назвать по крайней мере тридцать два вида шуньяты, и ожидается, что он их также изучил.
И не только монах, как я узнал от моего друга в Калимпонге (городе у подножия Гималаев, где я жил в пятидесятые). Этот джентльмен одно время правил провинцией Гьянце в Тибете и был женат на старшей дочери махараджи Сиккима, принцессе Пеме Цедюн. Помню, как-то она сказала (с большим юмором): «Когда мы бываем в Лхасе, моего мужа никогда не бывает дома. Он всегда в каком-нибудь монастыре, обсуждает буддизм с ламами. Я едва его вижу». Заинтригованный, я спросил у него: «И что тебе нравится обсуждать с ламами?» На мгновение он задумался, а затем сказал: «Ну, обычно, поговорив о том или ином, мы обычно обсуждаем – и иногда всю ночь – то, что нам действительно нравится, тридцать два вида пустоты». (Так что теперь вы знаете, где прежде всего нужно искать мужа, пропадающего на целую ночь, в Лхасе).
Однако для начала, вероятно, довольно разумно ограничиться только четырьмя – главными и самыми важными – из этих тридцати двух видов шуньяты. Это не просто четыре различных вида шуньяты в буквальном смысле, как бывает четыре разных сорта капусты или нарциссов. На самом деле они представляют собой четыре последовательных стадии в нашем опыте тайны пустоты, четыре ключевых момента в постоянно углубляющемся опыте реальности.
Просто о том, что поможет вам изменить жизнь к лучшему и отбросить все лишнее. Будда Шакьямуни (или Сиддхартха Гаутама) был духовным наставником и основателем буддизма в Древней Индии. Его наставления были записаны и собраны последователями.
1. Начинать с малого — это нормально «Кувшин наполняется постепенно, капля за каплей. Как и мудрый человек помалу наполняется добром». Ральф Уольдо Эмерсон сказал: «Каждый мастер когда-то был любителем». Все мы начинаем с малого, не пренебрегайте этим. Если вы последовательны и терпеливы, то добьетесь успеха. Никто не получает все в одночасье: счастлив тот, кто готов начать с малого и усердно трудиться, пока не заполнится кувшин.
2. Мысли материальны «Все, что мы собой представляем, — результат того, что мы думаем о себе. Если человек говорит или действует с дурными мыслями, его преследует боль. Если же человек говорит или действует с чистыми намерениями, за ним следует счастье, которое, как тень, никогда его не оставит». Будда утверждал: «Все в нашем сознании. Вы становитесь тем, о чем думаете». Чтобы правильно жить, вы должны заполнить свое сознание «правильными» мыслями. Дурные мысли разрушат вас. Ваше мышление определяет действия, ваши действия определяют результат. Если вы измените свое мышление, вы измените и свою жизнь. Будда говорил: «Все неверные поступки зависят от мышления. Если мышление изменится, останутся ли дурные проступки?» 3. Прощайте «Ненависть никогда не прекратит ненависть в этом мире. Только любовь положит ей конец. Это древний закон». Когда вы освобождаете тех, кто заключен в тюрьме непрощения, вы освобождаете из этой тюрьмы и себя. Вы никого не сможете подавлять, не подавляя и себя тоже. Учитесь прощать, учитесь прощать как можно быстрее. Будда сказал: «На свете не существует пожара более сильного, чем страсть, акулы более свирепой, чем ненависть, и урагана более опустошительного, чем жадность». 4. Ваши поступки имеют значение «Если есть что-то, что стоит делать, делайте это от всего сердца». Чтобы развиваться, вы должны действовать каждый день. Пословица гласит: «Бог дает каждой птице червя, но не бросает его в гнездо». И, если вы взялись за что-то, вложите в дело всю душу. 5. Пытайтесь понять «Отвечайте всегда только добром, только так можно сделать этот мир лучше. Отвечайте добром или не отвечайте никак. Если вы отвечаете злом на зло, то зла становится больше». Стивен Кови сказал: «Сперва попытайтесь понять и лишь потом постарайтесь, чтобы поняли вас». Легко сказать, но трудно сделать: вы должны приложить все свои силы, чтобы понять точку зрения другого человека. Когда вы почувствуете, что сердитесь, забудьте об этом. Выслушайте других, поймите их точку зрения, и вы обретете спокойствие. Больше сосредоточьтесь на том, чтобы быть счастливым, чем быть правым. 6. Управляйте своим разумом «Обуздание мысли, едва сдерживаемой, легковесной, спотыкающейся где попало, — благо. Обузданная мысль приводит к счастью». Кто победит себя, тот сильнее любого владыки. Чтобы победить себя, нужно победить свой разум. Вы должны контролировать свои мысли. Они не должны бушевать, как морские волны. Вы можете подумать: «Я не могу контролировать свои мысли. Мысль приходит, когда ей вздумается». На это есть ответ: вы не можете запретить птице пролететь над вами, но, несомненно, вы можете помешать ей свить гнездо у вас на голове. 7. Живите в гармонии «Победа приносит ненависть. Побежденные живут в муках. Счастливы умиротворенные, отрешившись от побед и поражений». Не ищите снаружи то, что может быть только в вашем сердце. Часто мы можем увлечься поисками снаружи, чтобы отвлечься от правды. Гармония — это не новая работа, не новая машина или новый брак, гармония — внутри вас самих. 8. Будьте благодарны «Здоровье — величайший дар, удовлетворенность — лучшее достояние». Всегда есть что-то, за что стоит быть благодарным. Не все смогли проснуться сегодня утром, вчера кто-то уснул в последний раз. Кто-то ежедневно борется с тяжким недугом. Благодарное сердце сделает вас великим. 9. Будьте верны тому, что знаете «Как крепкая скала не может быть сдвинута ветром, так мудрецы непоколебимы среди хулы и похвал». Мы знаем много, но не всегда делаем то, что знаем. Если вы потерпите неудачу, это случится не потому, что вы не знали, как поступить; это произойдет из-за того, что вы не сделали того, что знали. Будьте преданы себе. 10. Делитесь счастьем «Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься». Счастья не только не становится меньше — его становится больше. Поэтому не прячьте его от людей, делайте окружающих добрее. И напоследок, главное: «Не верьте всему, что говорят, но проверяйте все на собственном опыте. Будьте сами себе путеводным светом».
Тибетские монахи делятся сокровенными знаниями с учёными Гарвардского университета
Сам факт присутствия сверхъестественных способностей широко известен и общепризнан в буддизме, поскольку Будда требовал от своих учеников умения достигать таких способностей, но в то же время не отвлекаться на них
Количество древних учений, повествующих о людских способностях приобретать сверхъестественную силу при помощи самых разных техник, поистине поражает воображение. В литературе, посвящённой буддизму и йоге, некоторые из таких техник называются siddhis, что в переводе с санскрита означает «совершенство». Сиддхи включают в себя медитацию, статические танцы, барабанный бой, молитву, аскезу, психоделический опыт и многое другое.
Сам факт присутствия сверхъестественных способностей широко известен и общепризнан в буддизме, поскольку Будда требовал от своих учеников умения достигать таких способностей, но в то же время не отвлекаться на них.
Профессор в области изучения тибетского буддизма в Университете штата Мичиган Дональд Лопес младший так описывает уникальные способности, приписываемые Будде:
Считается, что в состоянии просветления, Будда обладал разного рода сверхъестественными способностями, например, помнил каждую из прожитых им ранее жизней, а также жизни других живых существ, читал чужие мысли, мог раздваиваться, образовывая при этом собственных двойников, поднимался в воздух, одновременно извергая из своего тела воду и пламя. И хотя он перешёл в нирвану в возрасте восьмидесяти одного года, он мог бы жить на земле «вечно или до скончания веков», если бы его об этом попросили.
Существует множество исторических свидетельств, повествующих о людях с «необычайными человеческими способностями», если прибегнуть к определению Научно-исследовательского института ноэтических наук. Поскольку речь в данной статье идёт о буддийских монахах, приведём ещё один пример традиционных знаний из книги Свами Рама «Жизнь среди гималайских йогов»:
«Никогда раньше я не видел человека, способного просидеть, не моргая, восемь или десять часов, но этот монах действительно обладал необыкновенным даром. Во время медитации он возносился над землёй на высоту около восьмидесяти сантиметров. Впоследствии мы измерили это при помощи рулетки. Как я уже заявлял, я не отношу левитацию к духовной практике, и мне бы хотелось ещё раз это подчеркнуть. Это практика пранаямы высокого уровня. Тот, кто знает о взаимосвязи массы и веса тела в физике, понимает, что левитация вполне реальна, хотя для этого необходима длительная и сосредоточенная тренировка.
Ещё он обладал способностью трансформировать материю, например, превращал обломок каменной скалы в сахарный куб. На следующее утро я стал свидетелем нескольких подобных преображений. Он попросил меня дотронуться до песка, и песчинки превратились в миндаль и кешью. Раньше я уже слышал о такой науке и даже знал ее основные принципы, но всё равно мне было трудно поверить в подобные истории. Хотя мне и не доводилось исследовать эту область знаний, я хорошо знаком с основополагающими законами науки».
В литературе, как и в описаниях традиционных знаний и культуры, встречается много подобных историй, и каждый читатель должен самостоятельно решить, насколько они внушают ему доверие. Очевидно, что приверженцы различных древних учений будут менее склонны относить эти истории к вымыслу и небылицам. Поскольку наука теперь в состоянии пролить свет на некоторые истины древнего мистического опыта, предположение, будто в свое время о сверхъестественных способностях было известно всем, выглядит менее фантастично.
Ряд исследований в области парапсихологии привели сегодня к статистически значимым результатам, особенно, если рассматривать выводы, сделанные квантовой физикой. Вот почему основоположник квантовой физики немецкий физик-теоретик Макс Планк заявлял, что он «рассматривает сознание как нечто фундаментальное» и трактует «материю, как производную от нашего сознания». Он также писал, что «всё, о чём мы говорим, всё, что мы считаем существующим в реальности, обусловлено сознанием». Далай-лама поддержал эту точку зрения:«Хотя у буддийской философии и квантовой механики имеются определённые различия, их взгляды на мир в целом совпадают настолько, что мне кажется, они вполне могли бы обменяться рукопожатием. Эти яркие примеры позволяют нам увидеть результаты человеческого мышления. Вне зависимости от того чувства восхищения, которое порождают в нас выдающиеся мыслители, мы не должны забывать, что точно так же как и мы, они являлись представителями человеческого рода».
Профессор физики Ричард Конн Генри с кафедры физики и астрономии университета Джона Хопкинса идёт дальше в своих объяснениях:
«Фундаментальные выводы новой физики показывают, что реальность создаётся наблюдателем, и в качестве наблюдателей мы сами задействованы в её создании. Физики были вынуждены признать, что вселенная представляет собой «ментальную» конструкцию. Британский физик-теоретик и новатор сэр Джеймс Джинс писал: «Поток знаний движется к немеханической реальности; вселенная начинает больше походить на грандиозное мышление, чем на колоссальный механизм. Разум больше не выглядит названым гостем, случайно вторгшимся в область материи, наоборот нам следует провозгласить его её создателем и властителем». Нам ещё предстоит свыкнуться с бесспорным заключением, что вселенная имеет не материальную, а духовно-ментальную природу».
Исследователи Гарвардского университета в гостях у тибетских монахов
В восьмидесятых годах прошлого века профессор медицины Гарвардского университета Герберт Бенсон с группой исследователей изучали во время посещения отдаленных монастырей Тибета удивительные способности живущих в Гималаях монахов. До сих пор остаётся неизвестным, как монахам удавалось излучать тепло и повышать температуру пальцев рук и ног на целых 17 градусов при помощи техники йоги туммо.
Исследователей также заинтересовала практика медитации в индийском штате Сикким в Гималаях, где монахи, достигшие высокого уровня совершенства, умели понижать обмен веществ в организме на 64 процента.
В 1985 году группа исследователей из Гарвардского университета запечатлела исключительные способности тибетских монахов на видео: при помощи температуры собственного тела монахам удавалось высушивать холодные, мокрые простыни. Точно также практикующие технику туммо монахи способны обходиться без тёплой шерстяной одежды во время холодных зимних ночей в Гималаях на высоте более четырёх с половиной тысяч метров.
Дата: Воскресенье, 20.03.2016, 15:34 | Сообщение # 10
Группа: Друзья
Сообщений: 5124
Статус: Offline
Космическая мантра Ом
В одном из ранних индуистских манускриптов Мундана упанишад встречается красивое сравнение: "ОМ - это лук, стрела - конкретный человек, а брахма - есть цель. Со спокойным сердцем прицелься; пусти себя в брахму, даже если стрела теряется в цели". ОМ является той лодкой, которая делает человека способным пересекать реки страха, ОМ является созидательной силой в эволюции, ОМ - есть звук истинной любви. Все другие мантры проистекают из этой Верховной мантры и возвращаются в нее. Ее форму и силу конечно же стоит узнать и совершенствовать. Анализ этой мантры вскрывает ее трехсторонний состав, универсальную аксиому "три силы в одной". Она делится на звуки "а" (произносится "а"), "у" (произносится как "оу") и, наконец, "м" (произносится "мм"). Последний звук напевается до тех пор, пока звук не замирает полностью. Таким образом, ОМ или АОУММ следует тщательно произносить, используя весь рот, низким тоном для мужчин и высоким тоном для женщин. Тексты утверждают, что первая часть "а", должна быть короткой, следующая часть "оу", чуточку длиннее, а конечный "мм" еще длиннее. Санскритская версия мантры ОМ Мантра ОМ предшествует каждой сложной группе мантр. Она излучает поддержку для всех созданных вещей, это исходный звук Брахмы-Творца. Ее можно практиковать молча или напевно, но в любом случае вибрация ОМ должна мыслиться как пронизывающая все ваше существо. она помогает очищать физический, эмоциональный, ментальный и тон-кий аспекты вашего "я" и приносит с этим много других выгод. Традиционная санскритская форма написания ОМ весьма напоминает цифру 3 или трезубец, повернутый по часовой стрелке на четверть оборота. Ее сходство с цифрой наводит на мысль о трех тонких путях, сходящихся в чакрах. Традиционно над санскритским или тибетским словом "ОМ" изображается эмблема Луны и Солнца, увенчанных. Этот знак представляет полное растворение всех двойственностей: мужское и женское - в гармоническом союзе, Солнце и Луна - в затмении, согласные и гласные возвращаются в свою изначальную точку возникновения. Для тантрической пары это символизирует осуществление любви. ОМ означает также тонкое тело. Солнце символизирует солнечную энергию в пупковой чакре и ее тонкий нерв, тенголу, который идет от сексуальной чакры, в основании, до Головной чакры. Луна символизирует лунную лучезарность половой чакры и ее тонкий нерв - иду, который идет от области половых органов до головы с левой стороны тела. Пламя символизирует поднявшуюся Кундолини, танцующую в экстатическом союзе. Таким образом, звук творения ОМ также выражает космологию Освобождения http://www.ankxara.com/ankhara/kosmicheskaya_mantra_om/
Дата: Воскресенье, 29.05.2016, 20:55 | Сообщение # 11
Группа: Друзья
Сообщений: 5124
Статус: Offline
БУДДИЗМ МАХАЯНЫ
Термин "махаяна" был впервые применен Ашвагхошей в его "Рассуждении о пробуждении веры в махаяне". Основа учения махаяны ("Великая колесница", большая колесница, широкий путь)- одно из основных направлений буддизма, также называемое северным буддизмом, последователи которого стали отличать себя от приверженцев хинаяны. Начало ее формирования как самостоятельного направления относиться к I в. до н.э. - I в. н.э., когда появляются первые махаянские сутры: тексты праджня-парамиты. В отличие от хинаянистов, махаянисты называли свое учение "широким путем", подчеркивая широту трактовки идеи спасения и широкий охват приверженцев буддийского учения. Главным идеологом махаяны стал Нагарджуна, живший в середине или во второй половине II в. н.э., дело продолжил его младший современник Арьядева. Нет оснований, считать махаяну чем-то совершенно новым, разрывающим преемственность с хинаяной. Она представляет собой второй этап развития той религии, первым этапом которой была хинаяна. Содержание махаяны не ограничивалось, однако, материалом, взятым из первоначального хинаянистского ядра. Везде, где она находила распространение, ей приходилось приспосабливаться к верованиям и культам, бытовавшим среди коренного населения, что влекло за собой заимствование местных мифологических сюжетов и элементов культа, вплоть до обогащения пантеона за счет местных богов и демонов. Буддийское учение о перевоплощениях Будды открывало возможность неограниченного расширение пантеона при помощи присоединения к нему местных богов, объявлявшихся очередными авторами Будды. Такая судьба постигла, в частности, ряд вишнуитских и шиваитских богов. Оказались Буддами и Ганеша, Шива, Вишну, появились богини Тара и др. Одним из важных в доктрине махаяны является учение о бодхисаттве, основанный на бодхичитте (устремление к пробуждению) Бодхисаттва - существо, обладающее способностью стать Буддой, приближающееся к достижению нирваны, но из великого сострадания к другим существам и всему миру отказывающееся вступать в нирвану. В махаяне бодхисаттва заменяет хинаянистский идеал - достижения архатства. Если по учению хинаянистов нирваны могли достичь только монахи, то согласно махаяне, высшее спасание было доступно и мирянам. В махаяне постепенно развивался культ многочисленных Бодхисаттв, наиболее почитаемыми из которых Авалокитешвара (символ великого сострадания), Маньджушри (олицетворение мудрости), Тара (проявление великого милосердия) и другие. Культ бодхисаттв и образ бодхисаттв является одной из важнейших сущностных черт махаянского буддизма Совершенно иной была в махаяне трактовка образа основателя учения Будды и самого понятия "будда". Если в хинаяне Будда была реальным историческим лицом, указывающим верующим путь и способы "спасения", то в махаяне он рассматривался как всевышнее абсолютное существо, как первооснова всего микрокосмоса, пробритая тем самым особое метафизическое и религиозное содержание. Каждое живое существо потенциально может стать Буддой, потому что в нем содержится определенная частица сущности Будды (буддхата). В отличие от южного буддизма, или Тхеравады (хинаяна), для махаяны характерен пышный культ, чин богослужений. Изменился и уклад жизни духовенства. Уходит в прошлое аскетизм всего образа жизни, в частности аскетизм пищи и одежды. Монахи употребляют в пищу жирную баранину, оставив принцип ахимсы для теории; вместо балахона они уже носят нарядные и богатые рясы из дорогой ткани. На смену пещерам и мастным убежищам явились огромные, прекрасной архитектуры монастыри, в которых обитатели отправляют культ и изучают священные книги. Ярким образом такого монастыря была Наланда, остатки которой сохранились до сих пор. В монастырях изучались священные книги, их там и сочиняли. Махаяна в огромных количествах приумножила литературу буддизма. Типитака не была отвергнута ею, но она вошла в огромное число махаянистских книг не как завершенный канон, а в различных сочетаниях с новыми богословскими трудами, махаянистские произведения были написаны на санскрите (классический литературный язык др. Индии), а в дальнейшем переведены на тибетский и китайские языки, в каковых переводах в основном и дошли до нашего времени. http://www.pravidya.ru/rus/sadhana/vajrabhairava/aii-viii.html
Дата: Воскресенье, 29.05.2016, 21:25 | Сообщение # 12
Группа: Друзья
Сообщений: 5124
Статус: Offline
СУТРА СЕРДЦА ПРАДЖНЯ-ПАРАМИТЫ
перевод с китайского Е. А. Торчинова
Канонические тексты буддизма представлены «Сутрой сердца праджня-парамиты» — кратким, но чрезвычайно важным текстом, раскрывающим буддийское учение о Пустоте (шуньята) и Запредельной Премудрости (праджня).
Предлагаемый вниманию читателя небольшой текст является одним из важнейших текстов буддизма Махаяны. Он относится к классу так называемых праджняпарамитских сутр, то есть канонических текстов, повествующих о высшей интуитивной премудрости, совершенном понимании, переводящем на другой берег существования, то есть в нирвану. Данная сутра не просто один из текстов этого класса, она представляет собой как бы квинтэссенцию учения о Запредельной Премудрости кратким и сжатым изложением самой его сути, сердцевины, сердца. Отсюда и название сутры.
Как и всякая праджняпарамитская сутра, данный текст не просто излагает определенную доктрину, но как бы стремится породить в изучающем ее человеке особое, высшее состояние сознания, состояние непосредственного переживания, видения реальности как она есть. А это состояние как раз и есть Праджня-парамита, Запредельная Премудрость. Сутра, как и разработанное на основе праджняпарамитских текстов философское учение мадхъямики (шуньявады), называет эту реальность шуньятой (пустотой) неописываемой и невыразимой в категориях и понятиях реальностью. Сутра однозначно, в своеобразной «шоковой» манере провозглашает условность и относительность фундаментальнейших положений раннебуддийского учения (Хинаяна, Тхеравада), ставших буквально святыми для всех буддистов, и их неприменимость к истинной реальности как она есть. С точки зрения этой высшей истины (парамартха сатья) все элементы психики изначально успокоены и пребывают в нирване, а все живые существа уже здесь и сейчас являются Буддами: сансара (мир рождений и смертей) и нирвана суть одно и то же. Усмотрение же различия между ними — плод заблуждения, впрочем, тоже пустого и иллюзорного, лишенного своей собственной природы.
Сутра сердца праджня-парамиты (Праджняпарамита хридайя сутра; кит. Божоболомиди синь цзин, или Баньжоболомидо синь цзин) является одной из наиболее популярных и почитаемых сутр Дальневосточной Махаяны, особенно в школе чань (дзэн). Она и ранее переводилась на русский язык: (с санскрита А.А. Терентьевым — «Сутра сердца Праджня-парамиты» и ее место в истории буддийской философии. — Буддизм: История и культура. М., 1989 и с тибетского — С.Ю. Лепеховым — Идеи шуньявады в коротких сутрах Праджняпарамиты. — Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1991). С китайского языка текст переводится впервые.
Данный перевод выполнен с китайской версии великого китайского переводчика века Сюань-цзана. включенной им в его компендиум праджняпарамитских текстов Маха праджня-парамита сутра. Китайский текст отражает особенности восприятия и понимания сутры на Дальнем Востоке, поскольку не только в Китае, но и в Корее, и в Японии, и во Вьетнаме языком буддийского канона был классический литературный китайский язык.
* * *
Бодхисаттва Авалокитешвара во время осуществления глубокой праджня-парамиты ясно увидел, что все пять скандх пусты. Тогда он избавился от всех страданий, перейдя на другой берег.
Шарипутра! Материя не отлична от пустоты. Пустота не отлична от материи. Материя — это и есть пустота. Пустота — это и есть материя. Группы чувств, представлений, формирующих факторов и сознания так же точно таковы.
Шарипутра! Все дхармы имеют пустоту своим сущностным свойством. Они не рождаются и не гибнут, не загрязняются и не очищаются, не увеличиваются и не уменьшаются. Поэтому в пустоте нет материи, нет групп чувства, представлений, формирующих факторов и сознания 3, нет органов зрительного, слухового, обонятельного и ментального восприятия 4, нет зримого, слышимого, обоняемого, вкусоощущаемого, осязаемого, нет и дхарм 5; нет ничего от сферы зрительного восприятия и до сферы ментального восприятия 6.
Нет заблуждения и нет прекращения заблуждения и так вплоть до отсутствия старости и смерти и отсутствия прекращения старости и смерти 7. Нет страдания, причины страдания, уничтожения страдания и Пути 8. Нет мудрости и нет обретения, и нет того, что было бы обретаемо.
По той причине, что бодхисаттвы опираются на праджня-пармиту, в их сознании отсутствуют препятствия. А поскольку отсутствуют препятствия, то отсутствует и страх. Они удалили и опрокинули все иллюзии и обрели окончательную нирвану.
Все Будды трех времен 9 по причине опоры на праджня-парамиту обрели аннутара самьяк самбодхи 10.
Посему знай, что праджня-парамита — это великая божественная мантра, это мантра великого просветления, это наивысшая мантра, это несравненная мантра, могущая отсечь все страдания, наделенная истинной сутью, а не пустопорожняя. Поэтому и называется она мантрой праджня-парамиты. Эта мантра гласит: «Гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи, сваха!» Сутра сердца праджня-парамиты закончена.
* * *
П Р И М Е Ч А Н И Я
1. Авалокитешвара (кит. Гуаньшиинь — Созерцающий звуки мира) — великий бодхисаттва махаянского буддизма, символ великого сострадания. Его китайское имя является переводом древнейшей санскритской формы «Авалокитесвара», т. е. «Внимающий звукам мира», тогда так позднейшее «Авалокитешвара» означает «Господь, внимающий миру».
2. Здесь перечисляются пять скандх (кит. юнь), т. е. групп элементов (дхарм), образующих эмпирическую личность: рупа скандха (сэ) — группа материи; ведана скандха (шоу) — группа чувствительности (приятное, неприятное, нейтральное); самджня скандха (сян) — группа образования представлений, самскара скандха (син) — группа формирующих факторов, волевой аспект психики и виджняна скандха (ши) — группа сознания.
3. Здесь перечисляются «индрия» — шесть органов восприятия, к которым относится и «ум» — манас.
4. Здесь перечисляются объекты чувственного восприятия (вишая).
5. Под «дхармами» здесь имеется в виду «умопостигаемое» как объект манаса.
6. Здесь содержится свернутое перечисление элементов психики (дхарм), классифицируемых по «дхату» (цзе) — источникам сознания, включающим в себя орган восприятия и его объект (двенадцать дхату).
7. Здесь перечисляются и отрицаются Четыре Благородные Истины буддизма: истина о всеобщности страдания, истина о причине страдания, истина о прекращении страдания и истина о пути к этому прекращению.
8. То есть Будды прошлого, настоящего и будущего.
9. Совершенное и полное пробуждение (кит. аноудоло саньмао саньпути) — высшая цель буддизма Махаяны, обретение состояния Будды.
10. Мантра в китайском чтении имеет вид: «Цзиди, цзиди, болоцзиди, болосэнцзиди, пути, сапохэ!» Ее условный перевод: «О, переводящая за пределы, переводящая за пределы, уводящая за пределы пределов, уводящая за пределы пределов беспредельного, пробуждение, славься!»
Источник: Буддизм в переводах. Альманах. Выпуск 2. — СПб: «Андреев и сыновья», 1993
На востоке КНР, по причине снижения уровня воды в одном из водохранилищ, вдруг на свет показалась древняя статуя Будды
Это случилось потому, что начался ремонт ворот шлюза искусственного водоема, что привело к резкому падению уровня воды - почти на десять метров. В результате этого высеченная в скале статуя Будды оказалась на поверхности и представилась глазам изумленных местных жителей.
В настоящее время на место удивительного явления прибыли археологи, которые уже определили, что статуя Будды создана, скорее всего, в эпоху династии Мин (1368−1644), а это значит, что ее возраст может достигать четырехсот лет и более того.
Ученые также предполагают, что на дне водохранилища, то есть у самых ног статуи Будды, располагается древний храм. Поэтому сейчас исследователи уже готовят подводное оборудование, необходимое для изучения его. Остается лишь тайной то, почему до сих пор статуя Будды не была обнаружена, и каким образом был создан этот искусственный водоем, что его устроители даже не заметили древний храм со статуей – настоящая загадка, которую ученым еще предстоит разрешить. http://esoreiter.ru/index.p....01.2017