Но главное – это сам труд, непосредственное участие в нем детей. Без собственного практического опыта, личных физических усилий ребенка трудовое воспитание немыслимо и неосуществимо. Только в процессе труда, при активном участии ребенка в практических делах воспитывается трудолюбие, чувство долга, дисциплинированность, закаляется характер, формируются трудовые умения и навыки.
Дети должны относиться к труду не как к принудительному бремени, а как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознается как общественно полезная.
Если раньше дети трудились с раннего возраста, то сейчас многие родители в силу своей занятости и нехватки терпения, ограждают детей в труде, делая всё сами, тем самым оказывая «медвежью услугу». Родители даже не задумываются, что труд дошкольника имеет большое значение для психического развития ребенка, он связан с потребностью к активному участию в жизни взрослых и стремлению к самостоятельности. Участие в хозяйственно — бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.
Постепенное приучение детей к домашним обязанностям вырабатывает у них нужные навыки и умения. Такой труд становится для них необременительным, приносит радость и повышается самооценка ребёнка. Когда ребёнок пойдёт в школу, ему придётся много трудиться в плане учёбы, поэтому трудовое воспитание поможет в дошкольном возрасте выработать у ребёнка навык добросовестно и ответственно доводить начатое дело до конца.
Чтобы труд приносил ребёнку удовольствие, родители должны хвалить сына или дочь за достигнутые ими результаты. Похвала может быть выражена словами или же организацией совместного семейного развлечения (похода в кино, парк и т.д.),
ни в коем случае не поощряйте ребёнка деньгами, это может сформировать у ребёнка навык делать всё за деньги.
У ребёнка дошкольника, могут быть домашние обязанности, которые он выполняет постоянно, они должны быть по силе ребёнку. Это могут быть уход за своей обувью, одеждой, игрушками. В старшем дошкольном возрасте, ребёнок уже может управляться с пылесосом, мыть за собой тарелку, ухаживать за домашними питомцами, следить, чтобы всегда стояли салфетки на столе и т.д.
Как же следует организовать труд ребенка в семье? Существуют определенные правила, при соблюдении которых труд воспитывает.
1. Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Дошкольник приобщается к труду в основном через самообслуживание и бытовой труд, а младший школьник выполняет также учебный и общественно полезный труд. Чем раньше родители будут привлекать школьника к бытовому труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. нарушение этого правила ведет к ошибкам и созданию определенных трудностей в воспитании.
2. Каждый человек получает от рождения определенную наклонность к деятельности вообще. Эта наклонность может не развиться, если ребенок с детства не привык заниматься нужным и полезным делом. С возрастом не только расширяется круг трудовых обязанностей, но и усложняется, возрастает ответственность перед взрослыми за своевременность и качество выполняемых трудовых уроков. Во время выполнения обязанностей по бытовому труду не надо бояться труда, требующего умственного или физического волевого напряжения. Легко полученная победа не вызывает чувства радости и не оказывает положительного воспитательного воздействия.
3. Радость победы и удовлетворение от работы не приходят сами собой. Начало трудового урока всегда является трудным, так как ребенок испытывает робость, нерешительность, боязнь (а вдруг не получится?) Чтоб побороть нерешительность ребенка в труде, родители начинают обучение труду с показа, как выполняется та или иная трудовая операция. Когда же умения сформированы, и ребенок может выполнить порученную работу, самостоятельно, взрослым остается, лишь неназойливый контроль за качеством выполняемой работы и одобрение старательности и прилежания в работе.
4. Надо так организовать жизнь ребенка в семье, чтобы он смотрел на свои трудовые поручения как на необходимость, как на долг перед семьей. Такая позиция родителей, при которой они не могут обойтись без труда детей, укрепляет веру ребенка в свои силы, учит его работать добросовестно. Выполняя поручения в повседневном быту, ребенок учится практически заботиться о людях, учится действенной любви и дружбе.
5. Труд должен сменяться отдыхом, так как любой труд вызывает утомление. ученые физиологи и гигиенисты обосновали положение о том, что смена видов деятельности, чередование разных видов труда – необходимое условие снятие утомления.
Такое чередование в режиме дня младшего школьника особенно необходимо, потому что утомления у него наступает значительно раньше, чем у взрослого. Накопившиеся в школе утомление легко снимается, если ученик после школы выполнит какие – то обязанности по дому, особенно полезно, если эти дела связаны с пребыванием ребенка на воздухе.
![](http://s019.radikal.ru/i609/1701/7e/fa9a3083298b.jpg)
Очень часто родители считают, что детям дошкольного и младшего школьного возраста нельзя поручать трудовые задания, так как они еще малы и ничего не умеют. Это неправильно.
Типичные ошибки родителей заключаются в недопонимании воспитательного значения труда для детей, оберегании их от труда и выполнении за них бытового, учебного труда, неверное стимулирование детского труда (плата за труд, за учебу, обещание дорогих подарков). Иногда наказывают трудом, не умеют правильно организовать труд ребенка в семье (ограничиваются и довольствуются разовыми поручениями, не дают постоянных и на длительное время).
В воспитании трудолюбия немаловажное значение имеет и тон, которым предъявляются требования по выполнению детьми трудовых поручений. Наиболее эффективной манерой обращений следует считать просьбу, обращение к детям в виде совета, рекомендации.
Ребенок читает книжку, он занят учебным трудом. Матери понадобилась помощь сына, и она распоряжается: “Срочно пойди в магазин и купи нужные для дома продукты”. Такая форма трудового задания вызывает раздражение и протест ребенка. Результат был бы иным, если бы мать обратилась к сыну с просьбой выполнить ее поручение да еще извинилась бы за то, что с этой просьбой она обращается к нему тогда, когда он делает уроки. Просьба – показатель уважения к личности ребенка, и она выполняется более охотно.