Изеды — буквально «Достойные почитания» небожители в зороастрийской традиции представляют различные ипостаси единого Господа Ахура-Мазды, подобно тому как различные цвета спектра — лишь плод дифференциации чистого белого света. В зороастрийском календаре, хранящем базовую модель идеального времени, каждый божий день являет собой частицу единого неделимого потока времени. Каждому году, месяцу и дню зороастрийского календаря соответствует тот или иной Изед, характер которого окрашивает определенный отрезок времени, связанный с этим небожителем, в соответствующие ему цвета. Соответствие небесной иерархии светлого воинства календарным ритмам накладывает отпечаток как на характеристику временных интервалов, так и на рекомендации, касающиеся поведения людей, рожденных в соответствующий Изеду год, месяц или день.
В зороастрийской религии Творцом Мира, верховным божеством, является Ахура-Мазда, Высшая Мудрость, Господь Премудрый, даритель радости и благополучия. Его противник, Разрушитель — Ангра-Манью (Ахриман). Все блага мира происходят от Ахура-Мазды, все зло в мире — от Ангра-Манью. Между ними идет непримиримая борьба, которая неминуемо закончится победой сил Света над силами Тьмы.
Главными помощниками Ахура-Мазды выступают шесть великих небожителей, называемых Амеша-Спента, что означает Бессмертные Святые: Аша-Вахишта, наивысший порядок; Воху-Ман — благая мысль, благие намерения; Спента-Армаити — благодетельный мир; Кшатра-Ваирья — лучшая власть; Хаурват — целостность и здоровье; Амертат — бессмертие.
Высшие божества зороастрийского пантеона (архангелы) воплощают в себе благие качества самого Творца. Каждый из них покровительствует одному из благих творений Хормазда: Аша-Вахишта — Огню, Кшатра-Ваирья — Небу, Хаурват — Воде, Спента-Армаити — Земле, Амертат — Растениям, Воху-Ман — Животным Под покровительством самого Ахура-Мазды находится Человек.
Повторим вкратце их характеристики.
Воху-Ман переводится как «Благая Мысль». Он — проводник божественной воли на земле, а также дух-покровитель животного царства
Аша-Вахишта переводится с авестийского языка как «Праведность», или «Лучший Распорядок». Это божество воплощает в себе абстрактную сущность идеального порядка в обществе, это — праведность и правда, благодаря которой возможны цивилизованные отношения между людьми, строящиеся на взаимопонимании.
Шахревар, или Кшатра-Вайрья, означает «Лучшая Власть». Он — покровитель стихии воздуха, калшей, металлов, минералов, дарует людям силы, отвагу и мужество. С ним связано воспоминание о первичном каменном небе, целостность которого была нарушена при вторжении Ангра-Манью в пределы материального Мира. В представлении зороастрийцев, драгоценные камни — это осколки некогда прекрасного каменного небосвода.
Спента-Армаити означает «Благодетельный Мир» и воплощает собой стихию земли. Земля стала ареной битвы сил Света и Тьмы. Спента-Армаити страдает от ран, наносимых ей служителями Ахри-мана, разрушающими красоту первозданной природы. Святым долгом каждого зороастрийца считалось поддержание чистоты окружающего мира, они орошали пустыни и осушали болота, стараясь сделать плодородными даже эти малоприятные места.
Хаурват, чье имя переводится с авестийского языка как «Здоровье» и «Целостность», воплощает в себе силы регенерации и восстановления утраченной гармонии. Каждый живой организм, как творение Хормазда, представляет собой гармоничную замкнутую целостную структуру. Нарушение изначальной целостности влечет за собой изменения в работе функциональных систем организма и, как следствие, болезнь. Болезням противостоит архангел Хаурват — покровитель всех врачей и целителей. Он открывает для людей, обладающих Хварной, все кладовые природы, пробуждает скрытые резервы человеческого организма, заставляя его в борьбе с болезнью выходить на новый эволюционный уровень. Он покровитель стихии воды.
Амертат на языке Авесты означает «Бессмертие». Он покровительствует растениям, с ним связано представление о Великом Мировом Древе — «Древе Всех Семян», называемом Хаомой. Амертат первым истолок древо Хаомы, сок которого стал напитком бессмертия, дарующим сверхъестественные способности и побеждающим смерть. Авестийская Хаома близка индийской Соме или Амрите, а также греческой Амброзии. Это та самая «живая вода» русских сказок, употребление которой возрождает к жизни даже мертвые ткани.
Амертат и Хаурват воплощают собой мистерию близнечного мифа, гармонично дополняя друг друга. Подобно тому, как бессмертный дух неразрывно связан с бренным физическим телом, так и бессмертный Амертат связан со своим смертным братом Хаурватом.
Наряду с архангелами существуют и другие небожители — Изеды (Язата) — это, в сущности, ангелы. В переводе с авестийского языка «Язата» означает «Достойный поклонения». Все они тоже являются помощниками Творца Мира Ахура-Мазды.
Рассмотрим их краткие характеристики.
Хварна означает харизму, выделенность и отмеченность, присущую людям, на которых почила благодать Божья. Хварна освобождает человека от зависимости, позволяет выйти за рамки пространственно-временного континуума, раз и навсегда вырваться из колеса воплощений. В зороастрийской мифологии существовало божество, именуемое Фарном, оно изображалось то в виде птицы, то в виде барана, сопутствующего отмеченным Богом людям. Но чаще всего Фарн изображался в виде нимба — ореола святости над головами людей, облеченных харизмой. Хранилищем Хварны является зороастрийский календарь, в котором с годовым солнечным кругом связана Хварна царя, месяцы хранят Хварну жреца, а солнечные дни — Хварну воина.
Атар — персонификация священного Огня в зороастризме. Огонь — плазменное состояние вещества, первая стихия, возникшая при сотворении Вселенной. Последователи Заратуштры почитали три священных огня, связанных с тремя Хварнами: огонь царской Хварны — Атар Гушнасп, огонь жреческой хварны — Атар Фарнбаг, огонь Хварны воина — Атар Борзенмихр.
Апам-Напат — это божество водной стихии, и само имя его переводится как «Сын Вод». Апам-Напат олицетворяет собой стихийные проявления природы. Он — владыка скрытых, непроявленных сил водной стихии, в его власти находится течение тайных, невидимых глазу процессов, он воплощает в себе сакрально-магические функции воды. Это вода, обладающая силой, способной смести любые препятствия на своем пути. Апам-Напата можно уподобить грозному греческому богу морей и океанов Посейдону — великому колебателю земли.
Хваршат — божество Солнца. Зороастрийцы поклонялись ему как всевидящему оку Хормазда. Имя этого Изеда происходит от корня «хвар», означающего «блеск», «сияние». Слова «Хварна» и «Хваршат» не просто близки по звучанию — Хваршат наделяет человека шахским сиянием, харизмой власти. Образ Солнца, как дарителя жизненной энергии, всегда глубоко почитался у зороастрийцев, и неслучайно маздаяснизм иногда называют религией солнцепоклонников.
Изображение Мах
Мах — богиня Луны. Она связана с подсознательной природой человека, в большей степени воздействует на впечатлительных, эмоциональных людей, для которых характеристика дней лунного календаря является более значимой, чем характеристика солнечных дней.
Тиштрия — небесный всадник, дарующий дождь. В зороастрийских мифах он выступает как победитель демона засухи — Апаоши. Разгоняет тьму, отвращает голод и смерть. Под именем Тиыггрии зороастрийцы подразумевали звезду Сириус, которая восходит одновременно с Солнцем во время летнего солнцестояния. Считалось, что Сириус-Тиштрия приносит дождь, дарующий живительную влагу иссушенной земле. Он же очищает землю от храфстры, проливая на змей, скорпионов и тарантулов губительные для них воды дождя.
Гэуш-Урван, чье имя переводится как «Душа Быка», воплощает в себе производительные силы животного царства. Бык — самое почитаемое животное у зороастрийцев. От него напрямую зависело благосостояние общинников, и поэтому они считали быка Эвходата первым животным, созданным Хормаздом, и даже универсальное божество животного царства Гэуш-Урван приняло у зороастрийцев вид быка.
Ардвисура Анахита — дочь самого Ахура-Мазды, воплощение женственности, любви и красоты. В иранской мифологии она выступает как богиня плодородия и небесных вод, стекающих с вершины горы Ха-рахваити в мифической стране Арьяна-Ваэджа. Она питает собой все источники, дает начало рекам, делает землю цветущей и плодородной, оказывает помощь молящим ее о ниспослании сил.
Митра — божество справедливости и закона, бог-судья, призванный судить людей. Приверженцы маздаяснийской религии видели в нем того, кто взвешивает добрые и злые дела, совершенные человеком при жизни, и выносит приговор на посмертном судебном процессе, в котором также принимают участие Рашну и Сраоша. Авеста подчеркивает священную миссию Митры как различителя Добра и Зла. В каком-то смысле он определяет некую морально-нравственную границу, преступая которую, человек становится служителем лжи и тем самым навлекает на себя гнев Митры.
Сраоша в иранской мифологии, наряду с Митрой и Рашну, является одним из участников посмертного судебного процесса. Он препровождает души умерших на тот свет, помогая праведникам благополучно перейти через мост Чинвад. Но основная функция Сраоши заключается в другом — это божество религиозного послушания и порядка Он наблюдает за тем, насколько добросовестно люди относятся к выполнению своего религиозного и социального долга. Сраоша — благовестник и посланец Ахура-Мазды. Он призван бороться с ересями, отвращать верующих от ложных помыслов и заблркдений, тем самым охраняя чистоту зороастрийской веры. Этот Изед оберегает людей от происков злых сил, а по ночам устраивает расправу над злыми духами.
Рашну — дух праведности в иранской мифологии. Он вместе с Митрой и Сраошей входит в триаду загробных судий. Ему даны весы для взвешивания добрых и злых деяний. Рашну вездесущ и всеведущ, он является постоянным спутником Митры. Местом его обитания считается вершина мировой горы Хара, с которой он наблюдает за человечеством.
фраваши — души лучших предков, продолжающих загробное существование, невидимое для материального мира. Фравахар — это некая нематериальная субстанция или сущность, предсуществующая по отношению к человеку. В момент рождения человек отделяется от своего Фравахара, а в момент смерти возвращается к нему. Фравахар — это единое генетическое Древо, к которому причастны все люди — предки и потомки какого-то определенного рода. У каждого из нас есть предки-Фраваши, и в свое время мы сами станем Фравашами для своих далеких потомков и также будем влиять на течение их жизни, как влияют на наши судьбы наши собственные Фраваши-предки.
Вертрагна (Вархран, Бахрам) — эпитет древнейшего индоевропейского божества — громовержца Индры. Слово «Вертрагна» означает «Победитель Вритры», змея-демона, преградившего собой течение рек, олицетворяющего темную, косную материю. Победа над Вритрой приравнивается к космогоническому акту перехода от хаоса к космосу, от беспорядка к организации. Согласно авестийскому «Бахрам-яшту», Вертрагна даровал Заратуштре мужскую силу, крепость рук и ног, мощь тела и остроту зрения. Вертрагна выступает как активнейший участник Космической битвы сил Добра с силами Зла.
Рамман — божество изобилия и богатства, его имя означает «богатый». Даритель тучных нив и многочисленных стад. Он же является божеством подземного мира, хранителем подземных богатств, аналог Плутона. Рамман обладает огромными силами, он концентрирует в себе невиданные энергии, которые иногда стихийно выплескиваются в виде извержений вулканов, землетрясений, ураганов и цунами.
Вата (Бхад) — индоиранское божество Ветра Вата — добрый ветер, он легок и подвижен, всегда приносит перемены, с ним связаны новшества и неожиданности. Вата и Вайю определяют наш пространственно-временной континуум. Вайю связан с течением времени, Вата же определяет систему координат в нашем трехмерном мире, и неслучайно «роза ветров» стала символом Бога Ветра по имени Вата. Вата дает людям возможность выбора пути, с ним связана путеводная Полярная звезда, помогающая определить единственно правильное направление.
Вайю — символ пустоты. Это пустота, существовавшая еще до возникновения материального мира, вакуум, который, согласно данным современной науки, обладает огромными энергетическими резервами. Вайю находится в особой связи с течением времени: он является пространственно-временной границей между идеальным и материальным мирами. Он — свидетель великого космического договора между Хор-маздом и Ахриманом. Он ограничивает Ахримана в пределах матери-ального мира, не давая возможности Злу вырваться из ограниченного однонаправленного течения времени, которое зороастрийцы называли Зерваном Даргахвадата — «Время долгого правления». Находясь на границе воплощенного мира, Вайю обладает всеми потенциями мира Меног, где властвует Зерван Акарана — «Время бесконечное», ибо только силы и энергии высшего порядка могут удержать Ангра-Манью в пределах материального мира, ставшего ареной борьбы сил Света и Тьмы.
Даэна — воплощение благой зороастрийской веры и совести верующего маздаяснийца. Считается, что она встречает душу умершего на мосту Чинвад и препровождает ее на «тот свет». Но каждому человеку она является в разных образах. Если человек жил праведной жизнью и душа его осталась чистой, Даэна явится ему в виде прекрасной девушки. Если же человек при жизни встал на путь греха и осквернил свою бессмертную душу, продав ее дьяволу, то после смерти Даэна придет за ним в образе отвратительной старухи-колдуньи.
Арта (Аша) — персонификация счастья, удачи и изобилия в иранской мифологии. Она наделяет праведных зороастрийцев золотом и серебром, богатыми землями и плодовитыми домашними животными, прекрасными женами и красивыми дочерьми. Родителями Аши считаются Ахура-Мазда и Спента-Армайти, братьями — Митре, Рашну и Сраоша, а сестрой — сама Даэна, религия маздаяснийцев. Из этого можно заключить, что зороастрийцы не видели Счастья без веры, справедливости, закона и благого труда на плодородной земле.
Арштат — персонификация чести и достоинства в иранской мифологии. Это божество очень тесно связано с морально-этической триадой зороастризма, выражаемой молитвенной формулой: «Хумат, Хукст, Хуварст», что означает «Благая мысль, благое слово, благое дело». Арштат требует от зороастрийцев правдивости, честности, прямоты в мыслях, словах и делах. Арштат — основное отличительное свойство и достоинство сословия свободных людей и особенно государей. Царственный нимб, Фарн, покидает государя сразу же, как только он перестает следовать Арштату.
Асман (Ашман) — хранитель первичного каменного неба, подобия вары, защищающей Землю от вторжения темных сил. На материальном уровне Асман воплощается в виде атмосферы, которая, с одной стороны, дает возможность существования живым организмам на Земле, способствует нормальному температурному режиму на нашей планете, а с другой — задерживает потоки жестких космических излучений и ультрафиолетовых лучей, а также препятствует проникновению в нижние воздушные слои астероидов, метеоритов и прочего космического мусора. Асман хранит планету Земля, качая ее в мягкой колыбели воздушных масс, он же открывает перед душами умерших двери Неба и впускает праведников в обитель Блаженных.
Зем — божество подземного царства. Зороастрийцы почитали Зема как хранителя сокровищ, сокрытых в глубинах земли. Изеды Асман и Зем составляют пару древнейших индоевропейских божеств — Отец-Небо и Мать-Земля. Ко времени формирования ортодоксального зороастризма культ Матери-Земли (Зема) был вытеснен культом Спента-Армаити, а культ Асмана (Неба) — культом Кшатра-Вайрья. По своим функциям Зем очень схож с Рамманом и Иимой — первым человеком, принявшим смерть, а потому ставшим божеством подземного царства.
Мантра-Спент — в переводе с авестийского языка означает «Святое Слово». Зороастрийуы придавали огромное значение сказанным словам. Они считали, что каждая звуковая вибрация несет в себе определенный смысл, а тем более молитвенная формула, или магическое изречение. Самыми священными зороастрийскими мантрами считаются «Ашем Воху» и «Ахунвар». Чтение этих молитв отгоняет темные силы. Последователи Заратуштры, памятуя о том, что Ахура-Мазда сокрушил силы Ангра-Манью прочтением 21 слова Ахунвара, почитают за правило молиться не один раз в течение дня. Чтение молитвы перед едой, после сна, перед совершением какого-либо важного дела, во время омовения называется «баджем», что в переводе с авестийского означает «скажи». Понятие «баджа» настолько глубоко вошло в сознание верующего зороастрийца, что стало неотъемлемой частью ежедневного ритуала.
Спента-Манью — буквально Святой Дух. Спента-Манью не является отдельным божеством зороастрийского пантеона — это тот же Ахура-Мазда, но только в творческой ипостаси. Он напрямую противостоит Ангра-Манью, о чем свидетельствует само его имя: Спента-Манью (Святой Дух) борется на просторах Вселенной с Ангра-Манью (Злым Духом).
http://zoroastrian.ru/node/1199