"Т. открыл двери и отпрянул: перед ним стояла тощая, как спичка, седая особа, сюсюкавшая, беззубая…" – молодой коммерсант из Рыбинска понял, что дама, описавшая себя "девушкой с узенькой талией",
несколько преувеличила свои достоинства и мало походила на красавицу с
присланной фотографии. Знакомая ситуация, с которой мы сталкиваемся,
когда знакомимся в интернете, не так ли? Вот только история "Узенькая талия", вызвавшая много "веселия и разговоров",
появилась на страницах газет еще в
1913 году. В то время жители Российской империи за неимением "Мамбы" и "Вконтакте"
довольствовались "бумажной социальной сетью" – "Брачной газетой",
которая публиковала до 4 тысяч объявлений в год.
Многое из того, что нам кажется достоянием эпохи интернета, в действительности уже случалось в истории, и не раз.
Схоласт Пьер Абеляр и его возлюбленная практиковали виртуальную любовь еще в XII веке – логи переписки издаются сегодня огромными тиражами. А героиня оперетты Штрауса давно доказала, что для того, чтобы заинтересовать
мужчин, нужно
поставить оригинальный аватар (например, летучую мышь!). Девушка, которая плакала в автомате и куталась в пальтецо, сегодня по-прежнему плачет –
в твиттере, на двойном бифитере. Вместо льда телефонных фраз – посты в микроблоге.
Интернет заставил нас называть старые вещи новыми именами. Первый пикапер
древности Овидий призывал знакомиться в цирке, ведь там "Звезд ночных
неисчислимей красавицы… / Все напоказ хороши, только умей выбирать".
Автор пособия по интернет-знакомству, написанном две тысячи лет спустя,
Джастин Хартфаилд утверждает: "В Facebook есть любые девчонки на любые
вкусы, выбор неограничен. Никакая дискотека не может сравниться с
разнообразием особей женского пола…" В современных "16 подсказках для
интернет-знакомств"
читаем:
"
Выжди минимум четыре часа, прежде чем ответить на сообщение мужчины. Чем ты старше, тем дольше ожидай". Разве не об этом же
писал Назон? "Прежде чем дать свой ответ, помедли, однако недолго: /От промедленья любовь в любящем станет острей".
В то же время Всемирная паутина привнесла и много нового.
Если раньше Сеть воспринималась как разновидность брачного агентства, к услугам которого прибегали единицы, то сегодня – стала аналогом бара или
шумной улицы, второй по популярности площадкой для знакомств. В начале 1990-х менее 1% жителей США находили партнеров через объявления и посредников, но спустя 15 лет любовь онлайн искали около 37%
американцев. Причем, вопреки распространенному мнению, очень небольшой
процент пользователей (около 3% в 2011 году) используют для поиска
потенциального романтического партнера социальные сети – в них в
основном общаются с друзьями. Зато, как показало исследование Singles in
America 2012,
почти половина женщин изучают страничку партнера в Facebook перед первым свиданием.
Причина в том, что к началу "нулевых" интернет стал по-настоящему массовым.
Подросло поколение "цифровых аборигенов" – людей, знакомых с Сетью с
детства. Для "поколения Google" онлайн-знакомства – совершенно
естественный способ обустройства личной жизни.
Статистика разных стран показывает, что за последние годы в киберпространстве встретились
от 5 до 10% женатых пар – показатель достаточно высокий. "В 2012 году исторически беспрецедентное количество одиноких людей ищут
любовь в интернете!", "Супружеские пары, которые познакомились в
интернете, остаются вместе дольше и живут счастливее". Такие новости
появляются все чаще.
Но удалось ли технологиям изменить нашу личную жизнь к лучшему? В интернете личность низведена до простого архива документов. Но в этом
есть положительная черта – вы можете найти в этом архиве именно того,
кто вам нужен. На просторах Сети встречаются
уникальные проекты – знакомства только для фермеров, высоких людей и даже для тех, кто равнодушен к сексу. Ценность этих сервисов в том, что они упрощают поиск партнеров для людей со
специфическими привычками или образом жизни. Не случайно процент
гомосексуалов, которые завели отношения через сайты знакомств, выше по
сравнению с гетеросексуальными парами.
В то же время, огромный выбор, который предлагает интернет, и возможность поиска по десяткам
параметров, не делают нас счастливее. Наоборот. "
Сравнивая дюжины и сотни потенциальных партнеров, мы можем воспитывать "магазинный" менталитет (shopping mentality), когда люди слишком
придирчивы, фокусируются исключительно на определенных критериях вроде
привлекательности или интересах", –
утверждает профессор психологии Университета Рочестера Гарри Райз. Став
постоянными посетителями такого "любовного супермаркета", вы рискуете
начать относиться к другим людям как к товарам.
Даже если вы расскажете о себе все – рост и вес с точностью до сотых долей,
опишете все любимые книги, фильмы, духоподъемные цитаты, загрузите
гигабайты фото и видео – ваш "цифровой слепок" все равно будет бледным.
Точно так же, как карта, сколь подробной бы она ни была, не отразит всех
красот пейзажа, который на ней закодирован. Во время общения лишь около
7% информации мы получаем из слов, полагаясь на интонации, жесты и
прочие невербальные сигналы. Киберпространство пока лишено этого
измерения.
Поэтому
те из нас, кто слишком уповает на "умную технологию", рискует потерять Другого за пеленой данных. Часто недостоверных. Девять из десяти любителей онлайн-знакомств искажают информацию о себе. The New York Times пишет, что
женщины в среднем преуменьшают вес на 8,5 фунта (1,5 кг) и используют фото 1,5 летней давности, мужчины –
указывают вес на 2 фунта меньше (800 г), а снимок запечатлел их на
полгода моложе.
Половина опрошенных мужчин говорит неправду о росте и чаще не до конца откровенны, когда рассказывают о своей работе. Еще в 2008 году ученые обнаружили парадокс онлайн-знакомств: несмотря на
то, что за несколько минут на сайте можно узнать гораздо больше
информации, чем за время многочасовой встречи, пользователи в семь раз
больше проводят времени, просматривая профили и отправляя сообщения, чем
общаясь на реальных свиданиях.
Иначе говоря,
далеко не все виртуальные романы превращаются в реальные – сеть "затягивает".
Ежедневно СМИ одаривают нас очередной порцией страшилок об "
интернет-зависимости" – современной версии средневековых ужасов об инкубах и суккубах. "Алан и
Николь зависимы от киберсекса. Возможно, это наркотик страшнее
кокаина!" – монотонно вещает голос за кадром в хрестоматийном
фильме телеканала Discovery "Эпидемия киберсекса". Обычно рассуждения о
"виртуализации отношений" и их вырождении сводятся к тирадам в духе
"сегодня у тебя сапоги не начищены, а завтра ты Родину продашь!" Но даже
доктор Кимберли Янг, психолог, который
зарабатывает на лечении от интернет-зависимости, вынуждена признать, что
патология развивается у тех, кто обладает низкой самооценкой, недоволен
своей внешностью, имеет проблемы в сексуальной сфере – и кто имел бы
трудности в личной жизни и без интернета. Живи брюсовская Рената сегодня, то, вероятно, нашла своего "огненного ангела" Мадиэля не
в потустороннем мире, а в киберпространстве.
Но одно ясно наверняка: интернет – это главный формат общения сегодня, от которого нам не уйти.
И вместо того чтобы сокрушаться от крушения технократических иллюзий о
всесилии и всеблагости Сети, лучше научиться ею пользоваться. В конце концов и лайк онлайн, и воздушный поцелуй офлайн выражают одно и то же чувство.
Владимир Степанов, преподаватель БГУ, автор курса "Интернет-психология"
Читать полностью:
http://lady.tut.by/news....ing_now